Сегодня: 11 ноября, Вторник

Контактный телефон (факс): 30-16-16
Органов принудительного исполнения: 30-16-22


Режим работы
Понедельник – пятница: 8:30 - 17:30
Перерыв на обед: 13:00 - 14:00
Выходные дни: суббота, воскресенье
Прием граждан в соответствии с графиком.
Телефон горячей линии: 30-16-16

По вопросам системы органов принудительного исполнения Брестской области обращаться по номеру: 30-16-22


Почтовый адрес: 224701, г. Брест, проспект Машерова,6
E-mail: justice@brestjust.gov.by

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
Положение о главном управлении юстиции

Положение о главном управлении юстиции

УТВЕРЖДЕНО

Решение

Брестского областного

исполнительного комитета

19.09.2025 № 700




ПОЛОЖЕНИЕ
о главном управлении юстиции Брестского областного исполнительного комитета

1. Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) образуется Брестским областным исполнительным комитетом (далее – облисполком), является его структурным подразделением с правами юридического лица, подчиняется облисполкому и Министерству юстиции.

2. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами главного управления юстиции являются:

3.1. организационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов принудительного исполнения Брестской области и контроль за их деятельностью;

3.2. организация принудительного исполнения исполнительных документов на территории Брестской области;

3.3. принятие мер по координации деятельности нотариусов Брестского нотариального округа (далее – нотариусы) во взаимодействии с Брестской областной нотариальной палатой Белорусской нотариальной палаты (далее – областная нотариальная палата) и осуществление контроля за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате, контроля за соблюдением нотариусами законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

3.4. осуществление методического руководства деятельностью отделов записи актов гражданского состояния (далее – отделы загс) районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов (далее – горрайисполкомы), городских (городов районного подчинения) и сельских исполнительных комитетов (далее – горсельисполкомы) по регистрации актов гражданского состояния;

3.5. осуществление функций, связанных с обеспечением временного хранения и использования (в течение 100 лет) вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, совершенных отделами загса и горрайисполкомами Брестской области, а также с их передачей на постоянное хранение в государственные архивы Республики Беларусь;

3.6. осуществление деятельности, направленной на соблюдение законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований, лицами, имеющими лицензии на осуществление риэлтерской деятельности, на оказание юридических услуг;

3.7. обеспечение освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию главного управления юстиции, за исключением относящихся к государственным секретам или иной охраняемой законом тайне;

3.8. государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения, государственная регистрация (постановка на учет) организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и иных общественных объединений;

3.9. осуществление контроля за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам, а в отношении организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур общественных объединений – Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства, уставам политических партий и общественных объединений соответственно;

3.10. постановка на учет, снятие с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

3.11. постановка на учет, снятие с учета и выдача свидетельств о постановке на учет обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации;

3.12. предоставление в Министерство юстиции сведений о постановке на учет и снятии с учета обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

3.13. в пределах полномочий, делегированных облисполкомом, организация и осуществление государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и формирование, ведение территориальной части Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР), реестра представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (далее – реестр);

3.14. осуществление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;

3.15. проведение проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу;

3.16. осуществление государственно-властных полномочий и реализация единой государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства на территории Брестской области;

3.17. организация хранения документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь, их учета и использования;

3.18. руководство деятельностью государственных архивов Брестской области (далее – государственные архивы);

3.19. оказание методической помощи государственным архивам, территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов Брестской области (далее – горрайархивы);

3.20. содействие развитию правовой, документоведческой и архивоведческой науки, обеспечение внедрения научно-методических разработок в практику работы государственных архивов и иных организаций;

3.21. правовое обеспечение функционирования Брестского областного Совета депутатов (далее – облсовет), облисполкома и соблюдение законности их деятельности;

3.22. осуществление общей координации деятельности районных (городских) исполнительных комитетов Брестской области, администраций районов г. Бреста по вопросам создания и функционирования службы «одно окно»;

3.23. в пределах возложенных облисполкомом полномочий, осуществление функций по открытию на территории Брестской области представительств иностранных юридических лиц, иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, филиалов иностранных юридических лиц (за исключением корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации, представительств и филиалов иностранных банков), прекращению деятельности данных представительств и филиалов;

3.24.  обеспечивает в пределах компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;

3.25. реализация кадровой политики в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах;

3.26. организация идеологической работы, работы по противодействию коррупции и ее проявлений в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах;

3.27. обеспечение требований по охране труда, пожарной безопасности, законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовки и мобилизации в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах.

4. Главное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:

4.1. в сфере деятельности территориальных органов принудительного исполнения:

осуществляет организационное, финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение территориальных органов принудительного исполнения Брестской области и контроль за их деятельностью;

вносит в Министерство юстиции предложения по повышению эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения и совершенствованию законодательства по вопросам исполнения, о разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов принудительного исполнения, о применении и модернизации программно-технологических средств;

обеспечивает оказание практической и методической помощи судебным исполнителям на местах, в том числе по единообразному применению норм законодательства;

готовит обзоры о работе территориальных органов принудительного исполнения;

обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения;

представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, информационные справки о результатах проверок работы территориальных органов принудительного исполнения по исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, другие сведения о работе территориальных органов принудительного исполнения;

осуществляет контроль за рассмотрением обращений и организацией приема граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц в территориальных органах принудительного исполнения;

разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование организации работы территориальных органов принудительного исполнения;

изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы территориальных органов принудительного исполнения;

обеспечивает функционирование и техническое обслуживание установленного в территориальных органах принудительного исполнения программного обеспечения, необходимого для ведения исполнительного производства;

обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества территориальных органов принудительного исполнения и прав на него, находящегося в собственности Республики Беларусь и закрепленного за главным управлением юстиции на праве оперативного управления;

организует проектирование капитального строительства зданий территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений;

в порядке, определенном законодательством, организует и проводит закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности территориальных органов принудительного исполнения;

в порядке, определенном законодательством, организует и проводит капитальный и текущий ремонт зданий (помещений) территориальных органов принудительного исполнения;

обеспечивает целевое, эффективное и рациональное использование принудительного сбора;

организует принудительное исполнение исполнительных документов на территории Брестской области;

распоряжается в порядке, установленном законодательством, имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, осуществляет контроль за эффективным использованием этого имущества;

представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информацию об объектах неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот для формирования календарного графика по государственному органу (при наличии);

накапливает и ведет учет средств принудительного сбора, в целом по области и отдельно по каждому отделу принудительного исполнения;

осуществляет иные функции в сфере организации принудительного исполнения, предусмотренные законодательством;

4.2. в сфере нотариата и нотариальной деятельности:

осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате, контроль за соблюдением нотариусами законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

регистрирует нотариальные конторы, нотариальные бюро в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства юстиции;

координирует деятельность по соблюдению законодательства о нотариате уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики;

по согласованию с областной нотариальной палатой принимает меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в пределах одного нотариального округа, в том числе распределяет между ними обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в Брестском нотариальном округе;

по согласованию с областной нотариальной палатой определяет нотариуса, которому передается ведение открытого наследственного дела, в случае поступления от всех принявших наследство наследников заявления (заявлений) о замене нотариуса;

по согласованию с областной нотариальной палатой устанавливает требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;

получает от областной нотариальной палаты, нотариусов сведения и (или) документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;

по согласованию с областной нотариальной палатой утверждает порядок передачи документов в нотариальный архив либо другому нотариусу в случаях, указанных в части второй пункта 2 статьи 16, частях первой и четвертой пункта 7 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»;

по согласованию с областной нотариальной палатой определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом;

определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным уполномоченным должностным лицом местного и распорядительного органа;

участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;

содействует областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;

согласовывает образование (упразднение) нотариальных контор в Брестском нотариальном округе;

согласовывает образование нотариальных бюро в Брестском нотариальном округе;

согласовывает определение (освобождение от обязанностей) заведующих нотариальными конторами;

согласовывает количество стажеров нотариусов в Брестском нотариальном округе;

принимает от лиц, утративших статус нотариуса, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уничтожение печати нотариуса с изображением Государственного герба Республики Беларусь, и направляет их в Министерство юстиции;

осуществляет в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности;

4.3. в сфере деятельности лиц, которым предоставлена лицензия на оказание юридических услуг, осуществление риэлтерской деятельности:

рассматривает вопросы, связанные с соблюдением законодательства при оказании юридических услуг, осуществлении риэлтерской деятельности в рамках компетенции, определенной законодательными актами;

оказывает содействие в проведении мероприятий по повышению квалификации лиц, имеющих свидетельства об аттестации риэлтера, свидетельства об аттестации лица, оказывающего юридические услуги;

проводит мониторинг материалов, публикуемых в средствах массовой информации, на предмет соответствия законодательству выступлений по вопросам, касающимся сферы, курируемой Министерством юстиции;

по результатам анализа деятельности лиц, которым представлена лицензия на оказание юридических услуг, осуществление риэлтерской деятельности, вносит предложения по совершенствованию нормативного регулирования;

изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы в сфере оказания юридических услуг и риэлтерской деятельности;

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;

4.4. в сфере представительств иностранных юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в иностранном государстве (далее – представительства), и филиалов иностранных юридических лиц (далее – филиалы):

осуществляет прием и рассмотрение документов, представленных для открытия представительств и филиалов, расположенных на территории Брестской области;

осуществляет подготовку проектов решений облисполкома по вопросам открытия (отказа в открытии) представительств и филиалов, прекращения их деятельности;

формирует реестр;

осуществляет иные действия по сопровождению деятельности представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц в случаях, установленных законодательством;

4.5. обеспечивает в рамках компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи:

получает от компетентных учреждений юстиции иностранных государств просьбы об оказании правовой помощи и направляет для исполнения компетентным учреждениям юстиции Республики Беларусь, а также направляет в иностранные государства аналогичные просьбы компетентных учреждений юстиции Республики Беларусь;

осуществляет в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с исполнением международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;

4.6. в сфере деятельности органов записи актов гражданского состояния по регистрации актов гражданского состояния:

осуществляет методическое руководство деятельностью отделов загса горрайисполкомов и горсельисполкомов (далее – органы загса) по регистрации актов гражданского состояния;

проводит проверки деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;

осуществляет контроль за проведением отделами загса райисполкомов проверок деятельности горсельисполкомов по регистрации актов гражданского состояния;

участвует в работе аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей отделов загса горрайисполкомов;

оказывает содействие в организации мероприятий по повышению квалификации работников отделов загса горрайисполкомов;

представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения и освобождения от должности руководителей отделов загса горрайисполкомов, а также заключения (продления, прекращения действия) с ними контрактов;

обобщает и представляет в Министерство юстиции ведомственную отчетность и иную информацию о работе органов загса и архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния (далее – архив органов загса);

обобщает практику и положительный опыт отделов загса горрайисполкомов, вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;

изучает состояние учета, хранения и использования бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в органах загса Брестской области;

осуществляет формирование заявок на изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния для органов загса, архива органов загса Брестской области, а также обеспечивает их получение, учет, хранение и выдачу указанным органам;

в порядке, установленном законодательством, дает разрешение (отказывает в разрешении) о перемене фамилии, собственного имени, отчества при рассмотрении материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества;

в порядке, установленном законодательством, согласовывает выдачу справок, содержащих сведения из записей, о записях актов гражданского состояния и извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния;

в случаях и порядке, установленных законодательством, обеспечивает рассмотрение обжалуемых административных решений, принятых органами загса Брестской области;

4.7. в сфере деятельности архива органов загса:

обеспечивает накопление, учет, хранение, использование вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, совершенных органами загса Брестской области;

выдает повторные свидетельства (архивные справки) о регистрации актов гражданского состояния на основании записей актов гражданского состояния, совершенных органами загса, а также извещения об отсутствии записей актов гражданского состояния;

в случаях, предусмотренных законодательством, выдает копии (выписки) записей актов гражданского состояния;

в установленном законодательством порядке вносит изменения, исправления и дополнения во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, производит в них соответствующие отметки, а также вносит во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния отметки об аннулировании;

выполняет иные функции, предусмотренные законодательством, в сфере регистрации актов гражданского состояния;

4.8. в сфере обязательной юридической экспертизы:

осуществляет обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;

осуществляет взаимодействие с Министерством юстиции, Национальным центром законодательства и правовой информации, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня по вопросам проведения обязательной юридической экспертизы;

проводит проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, в порядке, установленном подпунктом 2.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов»;

не реже одного раза в полугодие обобщает итоги проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и информацию о них доводит до руководителей нормотворческих органов с конкретными предложениями о совершенствовании нормотворческого процесса;

ежегодно информирует о качестве нормотворческой деятельности облсовет – в отношении соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня и облисполком – в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;

4.9. выполняет функции регистрирующего органа:

осуществляет государственную регистрацию территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы;

осуществляет государственную регистрацию и постановку на учет организационных структур политических партий, а также межобластных, областных организационных структур профессиональных союзов и общественных объединений, республиканских государственно-общественных объединений в виде обособленных структурных подразделений, наделенных или не наделенных правами юридического лица;

осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам, а в отношении организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур общественных объединений – Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства, уставам политических партий и общественных объединений соответственно;

выносит письменные предупреждения местным общественным объединениям и их союзам (ассоциациям), местным фондам, постоянно действующим третейским судам, созданным в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, указывает в них на допущенные нарушения, а также применяет иные меры ответственности в соответствии с законодательством;

ведет реестры территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов организаций, союзов (ассоциаций) профессиональных союзов, местных общественных объединений, союзов (ассоциаций) местных общественных объединений, журналы государственной регистрации и постановки на учет организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов, иных общественных объединений, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений;

ведет государственный информационный ресурс для единой системы учета политических партий, других общественных объединений и их союзов (ассоциаций);

осуществляет систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных фондов;

производит регистрацию гимнов, значков, вымпелов, галстуков территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений);

обращается в Брестский областной суд с заявлениями о приостановлении деятельности, ликвидации местных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), ликвидации местных фондов, а также о ликвидации (признании постановки на учет недействительной) постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

осуществляет постановку на учет, снятие с учета постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица;

ведет журнал учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

выдает дубликаты уставов местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов;

выдает удостоверение руководителя местного общественного объединения, их союза (ассоциации), местного фонда, местного союза (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданного с участием общественного объединения (общественных объединений);

принимает меры по исполнению решения суда о ликвидации местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, если ликвидационная комиссия (ликвидатор) не назначена в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда;

вносит записи в ЕГР об исключении из него местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов;

вносит запись об исключении из соответствующих журналов государственной регистрации и постановки на учет организационных структур политических партий, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений в виде обособленных структурных подразделений, наделенных или не наделенных правами юридического лица, а также межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и иных общественных объединений;

согласовывает наименования коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе в электронном виде;

осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе на основании документов, представленных в электронном виде, местом нахождения которых является территория Брестской области;

принимает решения о ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, о внесении записи в ЕГР об исключении из него коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, местом нахождения которых является территория Брестской области;

взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями по вопросам государственной регистрации и ликвидации юридических лиц с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие»;

включает в ЕГР сведения о государственных органах (за исключением государственных органов, расположенных на территории города Бреста), реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории Брестской области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, местом нахождения которых является территория Брестской области;

формирует и ведет территориальную часть ЕГР и предоставляет в Министерство юстиции сведения о субъектах хозяйствования для включения и исключения их из этого регистра;

предоставляет в установленном законодательством порядке информацию из ЕГР;

систематизирует и хранит данные о государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, местом нахождения которых является территория Брестской области;

представляет интересы облисполкома в судах по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования;

оказывает методическую помощь районным (городским) исполнительным комитетам Брестской области, администрациям районов г. Бреста в реализации ими полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования, в том числе путем проведения стажировок и семинаров;

осуществляет проверки деятельности районных (городских) исполнительных комитетов Брестской области, администраций районов г. Бреста по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и вносит в районные (городские) исполнительные комитеты Брестской области, администрации районов г. Бреста обязательные для исполнения ими представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых проверок;

реализует иные права и обязанности, предоставленные регистрирующим органам актами законодательства;

4.10. в сфере правового обеспечения функционирования облсовета, облисполкома и соблюдения законности в их деятельности:

проводит обязательную юридическую экспертизу в отношении проектов нормативных правовых актов облисполкома, облсовета, технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, ненормативных (индивидуальных) правовых актов и локальных правовых актов;

участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома либо самостоятельно подготавливает предложения о признании утратившими силу, изменении нормативных правовых актов облисполкома в целях обеспечения их внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;

по поручению руководства участвует в рассмотрении другими структурными подразделениями облисполкома поступающих в облсовет, облисполком проектов нормативных правовых и иных правовых актов, и дает заключения на поступившие проекты нормативных правовых и иных правовых актов, касающиеся нормотворческой деятельности;

участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома либо самостоятельно подготавливает предложения о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности облсовета и облисполкома, участвует в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов;

обобщает совместно с другими структурными подразделениями облисполкома и анализирует правоприменительную практику облсовета и облисполкома, вносит предложения о ее совершенствовании;

участвует в разработке структурными подразделениями облисполкома перспективных и текущих планов нормотворческой деятельности облисполкома, в реализации этих планов и контроле за их выполнением, а также принимает меры по координации подготовки в облисполкоме планов мероприятий по выполнению поручений, изложенных в заключительных положениях законодательных актов, и участвует в их реализации;

осуществляет оценку проектов нормативных правовых актов, подготовленных облисполкомом и представляемых на подпись председателю облсовета проектов нормативных правовых актов облсовета на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам и иным нормативным правовым актам большей юридической силы, совместимости с нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы по отношению к проекту нормативного правового акта, соблюдения требований нормотворческой техники, соответствия международным договорам Республики Беларусь и иным международно-правовым актам, содержащим обязательства Республики Беларусь, в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь;

вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности облсовета и облисполкома, а в необходимых случаях участвует в их реализации;

совместно с другими структурными подразделениями рассматривает обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, в которых указывается на нарушение законности в деятельности облсовета, облисполкома и подчиненных им (входящих в их состав, систему) государственных организаций (далее – подчиненные организации), по поручению руководства принимает участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, проводимых в облсовете, облисполкоме, инвентаризаций, дает правовые заключения по фактам выявленных нарушений;

осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности облсовета, облисполкома;

по поручению руководства анализирует совместно с другими структурными подразделениями публикации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности облсовета, облисполкома, и вносит соответствующие предложения руководству облсовета, облисполкома;

разрабатывает рекомендации, а также проекты правовых актов, направленные на повышение эффективности правовой работы в облсовете, облисполкоме;

принимает участие в разработке предложений о совершенствовании системы управления в облсовете, облисполкоме, определении прав и обязанностей структурных подразделений, должностных лиц облсовета и облисполкома;

обеспечивает юридическое сопровождение сессий облсовета и заседаний облисполкома;

участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников облсовета и облисполкома, подчиненных им организаций;

оказывает работникам облсовета и облисполкома по их просьбе помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлению деятельности облсовета и облисполкома, при необходимости разъясняя положения этих актов;

подготавливает по поручению председателя облсовета, председателя облисполкома необходимые справочные материалы по действующему законодательству;

оценивает на соответствие законодательству договоры, подготовленные структурными подразделениями к заключению облисполкомом, визирует такие договоры;

защищает имущественные и иные интересы облсовета, облисполкома при рассмотрении споров по искам, предъявляемым облисполкомом или к облисполкому, участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома необходимых в связи с этим документов;

в установленном порядке представляет интересы облисполкома в иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;

осуществляет организационно-методическое руководство организацией правовой работы в подчиненных организациях;

проводит обязательную юридическую экспертизу проектов инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, заключаемых облисполкомом;

осуществляет анализ состояния правовой работы в подчиненных или входящих в состав (систему) организаций, в том числе анализ по вопросам законности заключения и исполнения договоров, ведения претензионной и исковой работы, порядка, своевременности и качества рассмотрения предъявленных к организации претензий, и других направлений правовой работы;

4.11. в сфере архивного дела и делопроизводства:

принимает меры по формированию Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечению сохранности архивных документов;

организует и проводит работу по совершенствованию сети и структуры государственных архивов, принимает меры к улучшению их материально-технического обеспечения и внедрению в практику их работы автоматизированных информационных систем;

выполняет функции органа государственного управления в отношении государственных архивов и обеспечивает координацию их работы;

взаимодействует с государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями по вопросам деятельности территориальных (Брестского городского и районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов области (далее – территориальные архивы) и ведения делопроизводства;

организует и ведет централизованный государственный учет документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах, а также в территориальных архивах, государственных музеях и библиотеках области;

осуществляет организационно-методическое руководство работой служб документационного обеспечения управления и архивов организаций, территориальных архивов;

координирует методическую работу государственных архивов, территориальных архивов, осуществляет меры по внедрению научных разработок в области архивоведения, документоведения, археографии в практику их работы;

организует и координирует деятельность государственных архивов по использованию документов в целях удовлетворения нужд граждан, общества и государства;

проводит научно-практические конференции, семинары, совещания по архивному делу и делопроизводству;

участвует в разработке региональных комплексов мероприятий по реализации государственных программ по развитию архивного дела и делопроизводства области, осуществляет контроль за их выполнением в соответствии с компетенцией;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;

осуществляет контроль за рассмотрением обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения) и организацией приема граждан в государственных архивах;

4.12. рассматривает обращения по вопросам, относящимся к компетенции главного управления юстиции, и принимает меры по совершенствованию этой работы, а также представляет в установленные сроки Министерству юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями;

4.13. в сфере реализации кадровой политики:

организует подбор и расстановку кадров на должности в главное управление юстиции и территориальные органы принудительного исполнения Брестской области;

ведет учет кадров главного управления юстиции и территориальных органов принудительного исполнения Брестской области, обеспечивает сбор и анализ информации о кадровом составе;

вносит предложения в Брестский областной исполнительный комитет и Министерство юстиции по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами;

определяет текущую и перспективную потребность в молодых специалистах в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения Брестской области;

принимает меры по предупреждению коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения и работниками государственных архивов антикоррупционного законодательства;

обеспечивает формирование резервов кадров, организацию работы с ними и их эффективное использование;

организует повышение квалификации, подготовку, переподготовку и стажировку работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения и государственных архивов Брестской области;

осуществляет в соответствии с законодательством иные функции в сфере реализации кадровой политики;

4.14. проставляет апостиль на официальных документах, составленных на территории Республики Беларусь, исходящих из судов, от нотариусов, нотариальных архивов;

4.15. проводит мероприятия по повышению квалификации работников юридических служб государственных организаций, содействует информационно-правовому обеспечению их деятельности;

4.16. принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе с использованием средств массовой информации;

4.17. осуществляет административные процедуры по заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и рассматривает административные жалобы в случаях, предусмотренных законодательством;

4.18. рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством, составляет протоколы об административных правонарушениях;

4.19. организует идеологическую работу в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения и государственных архивах Брестской области;

4.20. образует Брестскую областную общественную наблюдательную комиссию при главном управлении юстиции, которая осуществляет контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, устанавливает порядок образования и деятельности данной комиссии, осуществляет организационное обеспечение ее деятельности, оказывает методическую помощь;

4.21. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.

5. Главное управление юстиции имеет право:

вносить на рассмотрение в Министерство юстиции и облисполком предложения по вопросам, отнесенным к компетенции главного управления юстиции;

запрашивать у государственных органов и иных организаций, а также должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на главное управление юстиции задач;

запрашивать и получать от должностных лиц облисполкома и его структурных подразделений документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на главное управление юстиции функций;

привлекать по поручению председателя облисполкома или его заместителей и с согласия руководителей структурных подразделений облисполкома их работников для подготовки проектов нормативных правовых и иных правовых актов и осуществления иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы;

возвращать исполнителям на доработку некачественно подготовленные и противоречащие законодательству проекты нормативных правовых актов и других документов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений, а также по поручению председателя облисполкома участвовать в доработке структурными подразделениями указанных проектов;

вносить в районные (городские) исполнительные комитеты Брестской области обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых в сфере государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования проверок;

давать организациям, действующим на территории Брестской области, указания по вопросам работы их архивов и организации делопроизводства в пределах своей компетенции;

создавать постоянные и временные комиссии для рассмотрения вопросов в сфере архивного дела и делопроизводства, в том числе экспертно-проверочную комиссию;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

6. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции.

Начальник главного управления юстиции имеет первого заместителя и двух заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции, за исключением заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения, который назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с облисполкомом.

7. Начальник главного управления юстиции:

руководит деятельностью главного управления юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление юстиции задач и осуществление им своих функций;

распределяет обязанности между своими заместителями;

распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных смет расходов:

выделенными из республиканского бюджета на содержание органов принудительного исполнения и принудительным сбором;

выделенными из областного бюджета на содержание главного управления юстиции;

издает приказы, дает обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции главного управления юстиции;

вносит в Министерство юстиции, облисполком и районные (городские) исполнительные комитеты Брестской области предложения о создании надлежащих условий для деятельности территориальных органов принудительного исполнения, государственных архивов Брестской области, главного управления юстиции;

в пределах, установленных законодательством и настоящим Положением, распоряжается имуществом, обеспечивает его сохранность и эффективное использование, выполняет иные права и обязанности по распоряжению имуществом;

проводит кадровую политику, направленную на укомплектование территориальных органов принудительного исполнения Брестской области, главного управления юстиции высококвалифицированными специалистами, на их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, норм профессиональной этики;

назначает в установленном порядке на должности и освобождает от должностей работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения Брестской области, руководителей государственных архивов;

согласовывает с Министерством юстиции кандидатуры на должности, согласование назначения (освобождения) на которые осуществляется в соответствии с порядком, установленным Министерством юстиции Республики Беларусь;

вносит в Министерство юстиции предложения по назначению на должность (освобождению от должности) заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения;

в установленном порядке согласовывает назначение на должность и освобождение от должности руководителей горрайархивов;

организовывает соблюдение в главном управлении юстиции установленного законодательством о защите персональных данных и локальными правовыми актами порядка обработки персональных данных.

8. Для рассмотрения наиболее важным вопросов в главном управлении юстиции образуется коллегия. Численность и персональный состав коллегии утверждаются распоряжением председателя облисполкома.

Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, которое утверждается начальником главного управления юстиции. Решения коллегии оформляются постановлением коллегии главного управления юстиции.

9. Штатная численность главного управления юстиции утверждается распоряжением председателя облисполкома.

10. Структура главного управления юстиции утверждается распоряжением председателя облисполкома по согласованию с Министерством юстиции.

11. Финансирование деятельности главного управления юстиции осуществляется за счет областного бюджета, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством.

12. Главное управление юстиции имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.

Имущество главного управления юстиции является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.



02.06.2010