Брэсцкага абласнога выканаўчага камітэта
Палажэнне аб галоўным упраўленні юстыцыі
УТВЕРЖДЕНО
Решение
Брестского областного
исполнительного комитета
17.12.2020 № 700
ПОЛОЖЕНИЕ
о главном управлении юстиции Брестского областного исполнительного комитета
1. Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) образуется Брестским областным исполнительным комитетом (далее – облисполком), является его структурным подразделением и входит в систему Министерства юстиции.
Главное управление юстиции в своей деятельности подчиняется облисполкому и одновременно Министерству юстиции.
2. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами главного управления юстиции являются:
3.1. организационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов принудительного исполнения Брестской области и контроль за их деятельностью;
3.2. организация принудительного исполнения исполнительных документов на территории Брестской области;
3.3. принятие мер по координации деятельности нотариусов Брестского нотариального округа (далее – нотариусы) во взаимодействии с Брестской областной нотариальной палатой Белорусской нотариальной палаты (далее – областная нотариальная палата) и осуществление контроля за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате;
3.4. осуществление в установленном законодательством порядке и по поручению Министерства юстиции взаимодействия с Брестской областной коллегией адвокатов;
3.5. осуществление методического руководства деятельностью отделов записи актов гражданского состояния (далее – отделы загс) районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов (далее –горрайисполкомы), городских (городов районного подчинения) и сельских исполнительных комитетов (далее – горсельисполкомы) по регистрации актов гражданского состояния;
3.6. осуществление функций, связанных с обеспечением временного хранения и использования (в течение 75 лет) вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, совершенных уполномоченными органами Брестской области, а также передача указанных документов Национального архивного фонда на постоянное хранение в государственные архивы Республики Беларусь;
3.7. осуществление предусмотренных законодательством и по поручению Министерства юстиции действий, направленных на соблюдение законодательства лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги);
3.8. обеспечение освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию главного управления юстиции, за исключением относящихся к государственным секретам или иной охраняемой законом тайне;
3.9. государственная регистрация местных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, их союзов (ассоциаций), государственная регистрация, постановка на учет организационных структур политических партий, областных и межобластных организационных структур общественных объединений, осуществление контроля за соответствием их деятельности законодательству и их уставам, государственная регистрация, постановка на учет межобластных, областных организационных структур профессиональных союзов;
3.10. постановка на учет, снятие с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
3.11. постановка на учет, снятие с учета и выдача свидетельств о постановке на учет обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации;
3.12. предоставление в Министерство юстиции сведений о постановке на учет и снятии с учета обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации;
3.13. в пределах полномочий, делегированных облисполкомом, организация и осуществление государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и формирование, ведение территориальной части Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР);
3.14. осуществление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
3.15. проведение проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу;
3.16. осуществление государственно-властных полномочий и реализация единой государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства на территории Брестской области;
формирование Национального архивного фонда, обеспечение сохранности документов, организация их государственного учета и использования;
осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;
руководство деятельностью государственных архивов Брестской области (далее – государственные архивы);
оказание методической помощи государственным архивам, территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов Брестской области (далее – горрайархивы);
3.17. правовое обеспечение функционирования Брестского областного Совета депутатов (далее – облсовет), облисполкома и соблюдение законности их деятельности;
3.18. осуществление общей координации деятельности районных (городских) исполнительных комитетов Брестской области, администраций районов г.Бреста, службы «одно окно» по вопросам осуществления административных процедур;
3.19. в пределах возложенных облисполкомом полномочий, осуществление функций по выдаче разрешений на открытие представительств юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, административно-территориальных единиц иностранных государств в Республике Беларусь (далее – представительства иностранных организаций), разрешений на продление срока действия разрешений на открытие представительств иностранных организаций, прекращению деятельности представительств иностранных организаций;
3.20. организация оказания правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств нотариусами, отделами загса, судами и направления обращений нотариусов, отделов загса, судов за правовой помощью к этим учреждениям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
3.21. реализация кадровой политики в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах;
3.22. организация идеологической работы, работы по противодействию коррупции и ее проявлений в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах;
3.23. обеспечение требований по охране труда, пожарной безопасности, законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовки в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах.
4. Главное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:
4.1. в сфере деятельности территориальных органов принудительного исполнения:
осуществляет организационное, финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение территориальных органов принудительного исполнения Брестской области и контроль за их деятельностью;
вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам организации деятельности территориальных органов принудительного исполнения, совершенствованию законодательства по вопросам исполнения исполнительного производства, по применению и модернизации программно-технических средств;
обеспечивает оказание практической и методической помощи судебным исполнителям на местах, в том числе по единообразному применению норм законодательства, в необходимых случаях обеспечивает непосредственное участие управления принудительного исполнения в принудительном исполнении исполнительных документов;
готовит обзоры о работе территориальных органов принудительного исполнения;
обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения;
представляет в установленные сроки в Министерство юстиции статистические данные о работе территориальных органов принудительного исполнения по исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, информационные справки о результатах проверок работы территориальных органов принудительного исполнения по исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов;
осуществляет контроль за рассмотрением обращений и организацией приема граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц в территориальных органах принудительного исполнения;
разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование организации работы территориальных органов принудительного исполнения;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы территориальных органов принудительного исполнения;
обеспечивает функционирование и техническое обслуживание установленного в территориальных органах принудительного исполнения программного обеспечения, необходимого для ведения исполнительного производства;
обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества территориальных органов принудительного исполнения и прав на него, находящегося в собственности Республики Беларусь и закрепленного за главным управлением юстиции на праве оперативного управления;
по поручению Министерства юстиции организует подбор заказчиков, проектировщиков, генеральных подрядчиков на объекты капитального строительства зданий территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений;
в порядке, определенном законодательством, организует и проводит закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
в порядке, определенном законодательством, организует и проводит капитальный и текущий ремонт зданий (помещений) территориальных органов принудительного исполнения;
обеспечивает целевое, эффективное и рациональное использование принудительного сбора;
организует принудительное исполнение исполнительных документов на территории Брестской области;
осуществляет контроль за исполнением приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, определений и постановлений судов по гражданским и экономическим делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;
распоряжается в порядке, установленном законодательством, имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, осуществляет контроль за эффективным использованием этого имущества;
представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информацию об объектах неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот для формирования календарного графика по государственному органу (при наличии);
накапливает и ведет учет принудительного сбора, в целом по области и отдельно по каждому отделу принудительного исполнения;
обеспечивает полноту, достоверность и актуальность содержащихся в банке данных исполнительных производств сведений и их защиту;
осуществляет контроль за соответствием сведений, содержащихся в банке данных исполнительных производств, сведениям, содержащимся в информационных ресурсах органов принудительного исполнения;
осуществляет иные функции в сфере организации принудительного исполнения, предусмотренные законодательством;
4.2. в сфере нотариата и нотариальной деятельности:
осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате;
регистрирует нотариальные конторы, нотариальные бюро в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции;
координирует деятельность по соблюдению законодательства о нотариате уполномоченными должностными лицами, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики;
по согласованию с областной нотариальной палатой принимает меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в пределах одного нотариального округа, в том числе распределяет между ними обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в Брестском нотариальном округе;
по согласованию с областной нотариальной палатой определяет нотариуса, которому передается ведение открытого наследственного дела, в случае поступления от всех принявших наследство наследников заявления (заявлений) о замене нотариуса;
по согласованию с областной нотариальной палатой устанавливает требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;
получает от областной нотариальной палаты, нотариусов сведения и (или) документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;
по согласованию с областной нотариальной палатой утверждает порядок передачи документов, образовавшихся в результате деятельности нотариуса, в нотариальный архив либо другому нотариусу при приостановлении, возобновлении полномочий нотариуса, аннулировании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, выданного нотариусу, или в случае наделения нотариуса полномочиями на осуществление нотариальной деятельности в другом нотариальном округе;
по согласованию с областной нотариальной палатой определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом;
определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным уполномоченным должностным лицом;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;
содействует областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;
согласовывает решения областной нотариальной палаты об образовании (упразднении) нотариальных контор в Брестском нотариальном округе;
согласовывает решения правления Белорусской нотариальной палаты о согласовании образования нотариальных бюро в Брестском нотариальном округе;
согласовывает решения областной нотариальной палаты о назначении (освобождении нотариусов от обязанностей) заведующих нотариальными конторами;
согласовывает решения областной нотариальной палаты об определении количества стажеров нотариусов;
принимает от лиц, утративших статус нотариуса, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уничтожение печати нотариуса, и направляет их в Министерство юстиции;
осуществляет в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности;
4.3. в сфере деятельности адвокатуры по поручению Министерства юстиции:
получает от коллегий адвокатов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательством полномочий, при условии соблюдения адвокатской тайны;
оказывает содействие Брестской областной коллегии адвокатов в информационно-правовом обеспечении их деятельности, проведении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;
осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;
4.4. в сфере деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на оказание юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги):
рассматривает в соответствии с законодательными актами вопросы, связанные с соблюдением законодательства при оказании юридических и риэлтерских услуг гражданам и организациям;
оказывает содействие в проведении мероприятий по повышению квалификации лиц, оказывающих юридические услуги, лиц, имеющих свидетельства об аттестации риэлтера, руководителей риэлтерских организаций, претендентов на должность агента по операциям с недвижимостью;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы в сфере оказания юридических услуг;
проводит мониторинг материалов, публикуемых в средствах массовой информации, на предмет соответствия законодательству выступлений по вопросам, касающимся сферы, курируемой Министерством юстиции;
по результатам анализа деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги), вносит предложения по совершенствованию законодательства;
осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;
4.5. в сфере открытия представительств иностранных организаций:
выдает разрешения (дубликаты разрешений) на открытие представительств иностранных организаций и разрешения на продление срока действия разрешений на открытие таких представительств, с местом нахождения на территории Брестской области;
осуществляет подготовку проектов решений облисполкома по вопросам выдачи (об отказе в выдаче) разрешений на открытие представительств иностранных организаций (разрешений на продление срока действия разрешений на открытие представительств иностранных организаций), прекращения деятельности представительств иностранных организаций в случаях, установленных законодательством, с местом нахождения на территории Брестской области;
осуществляет иные, предусмотренные законодательством, а также возложенные облисполкомом действия в отношении представительств иностранных организаций;
4.6. в рамках международного сотрудничества:
обеспечивает в рамках своей компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;
получает от учреждений юстиции иностранных государств просьбы об оказании правовой помощи в рамках международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи и направляет для исполнения компетентным учреждениям юстиции Республики Беларусь, а также направляет в иностранные государства аналогичные просьбы учреждений юстиции Республики Беларусь;
проверяет поступающие в рамках оказания правовой помощи документы на соответствие требованиям международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;
4.7. в сфере деятельности органов записи актов гражданского состояния по регистрации актов гражданского состояния:
осуществляет методическое руководство деятельностью отделов загса горрайисполкомов и горсельисполкомов (далее – органы загса) по регистрации актов гражданского состояния;
проводит проверки деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет контроль за проведением отделами загса горрайисполкомов проверок деятельности горсельисполкомов по регистрации актов гражданского состояния;
участвует в работе аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей отделов загса горрайисполкомов;
оказывает содействие в организации мероприятий по повышению квалификации работников отделов загса горрайисполкомов;
представляет в установленном порядке в Министерство юстиции документы для согласования назначения и освобождения от должности руководителей отделов загса горрайисполкомов, а также заключения (продления, прекращения действия) с ними контрактов;
обобщает и представляет в Министерство юстиции ведомственную отчетность и иную информацию о работе органов загса и структурного подразделения главного управления юстиции, выполняющего функции архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния (далее – архив органов загса);
обобщает практику и положительный опыт отделов загса горрайисполкомов, вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;
изучает состояние учета, хранения и использования бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в органах загса Брестской области;
осуществляет формирование заявок на изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния для органов загса, архива органов загса Брестской области, а также обеспечивает их получение, учет, хранение и выдачу указанным органам;
в порядке, установленном законодательством, дает разрешение (отказывает в разрешении) о перемене фамилии, собственного имени, отчества при рассмотрении материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества;
в порядке, установленном законодательством, согласовывает выдачу справок, содержащих сведения из записей, о записях актов гражданского состояния и извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния;
в случаях и порядке, установленных законодательством, обеспечивает рассмотрение обжалуемых административных решений, принятых органами загса Брестской области;
4.8. в сфере деятельности архива органов загса:
обеспечивает накопление, учет, хранение, использование вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, совершенных органами загса Брестской области;
выдает повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, справки, извещения об отсутствии записей актов гражданского состояния на основании записей актов гражданского состояния, совершенных органами загса;
в случаях, предусмотренных законодательством, выдает копии записей актов гражданского состояния;
в установленном законодательством порядке вносит изменения, исправления и дополнения во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, производит в них соответствующие отметки, а также аннулирует вторые экземпляры записей актов гражданского состояния;
выполняет иные функции, предусмотренные законодательством, в сфере регистрации актов гражданского состояния;
4.9. в сфере обязательной юридической экспертизы:
осуществляет обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
осуществляет взаимодействие с Министерством юстиции, Национальным центром правовой информации, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня по вопросам проведения обязательной юридической экспертизы;
проводит проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу. По результатам проверок вносит в местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений. В случае неисполнения указанных представлений направляет информацию о выявленных нарушениях нормотворческой деятельности в облсовет - в отношении местных Советов депутатов базового территориального уровня, в облисполком - в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
не реже одного раза в полугодие обобщает итоги проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и информацию о них доводит до руководителей нормотворческих органов с конкретными предложениями о совершенствовании нормотворческого процесса;
ежегодно информирует о качестве нормотворческой деятельности облсовет – в отношении соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня и облисполком – в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
4.10. в сфере деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, организационных структур политических партий и других общественных объединений, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, и обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведении медиации:
осуществляет государственную регистрацию территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, изменений и (или) дополнений в их учредительные документы;
осуществляет государственную регистрацию, постановку на учет организационных структур политических партий, областных и межобластных организационных структур общественных объединений;
осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), местных фондов законодательству и их уставам;
осуществляет государственную регистрацию, постановку на учет межобластных, областных организационных структур профессиональных союзов;
ведет реестры местных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов организаций, журналы государственной регистрации, постановки на учет организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов, иных общественных объединений;
осуществляет исключение из соответствующих реестров, журналов государственной регистрации, постановки на учет указанных в настоящем подпункте юридических лиц, организационных структур;
осуществляет государственную регистрацию и постановку на учет организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, ведет журналы учета организационных структур республиканских государственно-общественных объединений;
осуществляет систематизацию и хранение документов о государственной регистрации и ликвидации указанных в настоящем подпункте юридических лиц, организационных структур, соответствующих обособленных подразделений юридических лиц;
осуществляет государственную регистрацию гимнов, значков, вымпелов, галстуков территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений и их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений);
выносит письменные предупреждения местным общественным объединениям и их союзам (ассоциациям), местным фондам, указывает в них на допущенные нарушения, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;
обращается в Брестский областной суд с заявлением о приостановлении деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), о ликвидации местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций) и местных фондов;
проверяет порядок государственной регистрации, постановки на учет организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, общественных объединений и профессиональных союзов, а также их исключение из журналов государственной регистрации, учета, осуществляемые районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами Брестской области;
образует общественную наблюдательную комиссию при главном управлении юстиции (далее – комиссия), которая осуществляет контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, устанавливает персональный состав комиссии и осуществляет организационное обеспечение ее деятельности;
выдает удостоверение руководителя местного общественного объединения, их союза (ассоциации), местного союза (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданного с участием общественного объединения (общественных объединений), местного фонда;
ведет государственный информационный ресурс для единой системы учета политических партий, других общественных объединений и их союзов (ассоциаций);
осуществляет постановку на учет, снятие с учета, выдачу свидетельств о постановке на учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
осуществляет постановку на учет и снятие с учета обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации, ведет журналы учета юридических лиц, в которых созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации;
выдает свидетельства о постановке на учет обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации;
предоставляет в Министерство юстиции сведения о постановке на учет и снятии с учета организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица;
4.11. в сфере государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования:
согласовывает наименования коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе в электронном виде;
осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе на основании документов, представленных в электронном виде;
принимает решения о ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, о внесении записи в ЕГР об исключении из него коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций;
взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями по вопросам государственной регистрации и ликвидации юридических лиц с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие»;
включает в ЕГР сведения о государственных органах, реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории Брестской области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, местом нахождения которых является территория Брестской области;
формирует и ведет территориальную часть ЕГР и предоставляет в Министерство юстиции сведения о субъектах хозяйствования для включения и исключения их из этого регистра;
предоставляет в установленном законодательством порядке информацию, содержащуюся в ЕГР;
систематизирует и хранит данные о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования;
представляет интересы облисполкома в судах по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования;
оказывает методическую помощь районным (городским) исполнительным комитетам Брестской области, администрациям районов г. Бреста в реализации ими полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования;
в установленном порядке осуществляет проверки деятельности районных (городских) исполнительных комитетов Брестской области, администраций районов г. Бреста по вопросам государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и вносит в районные (городские) исполнительные комитеты Брестской области, администрации районов г. Бреста обязательные для исполнения ими представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых проверок;
реализует иные права и обязанности, предоставленные регистрирующим органам актами законодательства;
4.12. в сфере правового обеспечения функционирования облсовета, облисполкома и соблюдения законности в их деятельности:
проводит обязательную юридическую экспертизу в отношении проектов нормативных правовых актов облисполкома, облсовета, технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, ненормативных (индивидуальных) правовых актов и локальных правовых актов;
участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома либо самостоятельно подготавливает предложения о признании утратившими силу, изменении нормативных правовых актов облисполкома в целях обеспечения их внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;
по поручению руководства участвует в рассмотрении другими структурными подразделениями облисполкома поступающих в облсовет, облисполком проектов нормативных правовых и иных правовых актов и дает заключения на поступившие проекты нормативных правовых и иных правовых актов, касающиеся нормотворческой деятельности;
участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома либо самостоятельно подготавливает предложения о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности облсовета и облисполкома, участвует в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов;
обобщает совместно с другими структурными подразделениями облисполкома и анализирует правоприменительную практику облсовета и облисполкома, вносит предложения о ее совершенствовании;
участвует в разработке структурными подразделениями облисполкома перспективных и текущих планов нормотворческой деятельности облисполкома, в реализации этих планов и контроле за их выполнением, а также принимает меры по координации подготовки в облисполкоме планов мероприятий по выполнению поручений, изложенных в заключительных положениях законодательных актов, и участвует в их реализации;
осуществляет оценку проектов нормативных правовых актов, подготовленных облисполкомом и представляемых на подпись председателю облсовета проектов нормативных правовых актов облсовета на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам и иным нормативным правовым актам большей юридической силы, совместимости с нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы по отношению к проекту нормативного правового акта, соблюдения требований нормотворческой техники, соответствия международным договорам Республики Беларусь и иным международно-правовым актам, содержащим обязательства Республики Беларусь, в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь;
вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности облсовета и облисполкома, а в необходимых случаях участвует в их реализации;
совместно с другими структурными подразделениями рассматривает обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, в которых указывается на нарушение законности в деятельности облсовета, облисполкома и подчиненных им (входящих в их состав, систему) государственных организаций (далее – подчиненные организации), по поручению руководства принимает участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, проводимых в облсовете, облисполкоме, инвентаризаций, дает правовые заключения по фактам выявленных нарушений;
осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности облсовета, облисполкома;
по поручению руководства анализирует совместно с другими структурными подразделениями публикации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности облсовета, облисполкома, и вносит соответствующие предложения руководству облсовета, облисполкома;
разрабатывает рекомендации, а также проекты правовых актов, направленные на повышение эффективности правовой работы в облсовете, облисполкоме;
принимает участие в разработке предложений о совершенствовании системы управления в облсовете, облисполкоме, определении прав и обязанностей структурных подразделений, должностных лиц облсовета и облисполкома;
участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников облсовета и облисполкома, подчиненных им организаций;
оказывает работникам облсовета и облисполкома по их просьбе помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлению деятельности облсовета и облисполкома, при необходимости разъясняя положения этих актов;
подготавливает по поручению председателя облсовета, председателя облисполкома необходимые справочные материалы по действующему законодательству;
оценивает на соответствие законодательству договоры, подготовленные структурными подразделениями к заключению облисполкомом, визирует такие договоры;
защищает имущественные и иные интересы облсовета, облисполкома при рассмотрении споров по искам, предъявляемым облисполкомом или к облисполкому, участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома необходимых в связи с этим документов;
в установленном порядке представляет интересы облисполкома в иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
осуществляет организационно-методическое руководство организацией правовой работы в подчиненных организациях;
проводит обязательную юридическую экспертизу проектов инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, решение о заключении которых в соответствии с законодательством принимает облисполком;
осуществляет анализ состояния правовой работы в подчиненных или входящих в состав (систему) организаций, в том числе анализ по вопросам законности заключения и исполнения договоров, ведения претензионной и исковой работы, порядка, своевременности и качества рассмотрения предъявленных к организации претензий, и других направлений правовой работы;
4.13. в сфере архивного дела и делопроизводства:
организует комплектование и определяет состав документов Национального архивного фонда, подлежащих приему на постоянное хранение в государственные архивы;
организует и ведет централизованный государственный учет документов Национального архивного фонда, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах, горрайархивах, государственных музеях Брестской области;
принимает участие в мероприятиях по развитию и совершенствованию сети архивов государственных органов, иных организаций Брестской области;
организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию системы и структуры государственных архивов;
согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о размещении и развитии государственных архивов;
оказывает методическую помощь архивам государственных органов, иных организаций Брестской области в сфере архивного дела и делопроизводства, взаимодействует по этим вопросам с органами местного управления и самоуправления;
осуществляет управление деятельностью государственных архивов посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности их работы и выработкой предложений по ее повышению;
организует внедрение автоматизированных информационных систем в практику работы государственных архивов;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;
организует работу внештатных инспекторов Государственной инспекции архивов и делопроизводства по Брестской области, систематически изучает и анализирует практику их работы;
организует своевременное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в сфере архивного дела и делопроизводства, принимает по ним необходимые меры;
осуществляет контроль за рассмотрением обращений и организацией приема граждан в государственных архивах;
4.14. в отношении обращений граждан:
рассматривает обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции главного управления юстиции, и принимает меры по совершенствованию этой работы;
представляет в установленные сроки Министерству юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
4.15. в сфере реализации кадровой политики:
ведет учет кадров главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает сбор и анализ информации о кадровом составе;
вносит в Министерство юстиции предложения по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами;
определяет текущую и перспективную потребность в молодых специалистах в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах;
осуществляет контроль за соблюдением государственными служащими ограничений, связанных с государственной службой, в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах;
формирует резерв кадров главного управления юстиции, ведет работу с ним;
организует повышение квалификации, подготовку и переподготовку работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, государственных архивов;
осуществляет в соответствии с законодательством иные функции в сфере реализации кадровой политики;
4.16. проставляет апостиль на официальных документах, составленных на территории Республики Беларусь, исходящих из судов, от нотариусов, нотариальных архивов;
4.17. проводит мероприятия по повышению квалификации работников юридических служб государственных организаций, содействует информационно-правовому обеспечению их деятельности;
4.18. принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе с использованием средств массовой информации;
4.19. осуществляет административные процедуры по заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и рассматривает административные жалобы в случаях, предусмотренных законодательством;
4.20. рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством, составляет протоколы об административных правонарушениях;
4.21. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
5. Главное управление юстиции имеет право:
вносить на рассмотрение в Министерство юстиции и облисполком предложения по вопросам, отнесенным к компетенции главного управления юстиции;
запрашивать в установленном порядке у государственных органов и иных организаций, а также должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенных на главное управление юстиции задач;
запрашивать и получать от должностных лиц облисполкома и его структурных подразделений документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на главное управление юстиции функций;
привлекать по поручению председателя облисполкома или его заместителей и с согласия руководителей структурных подразделений облисполкома их работников для подготовки проектов нормативных правовых и иных правовых актов и осуществления иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы;
возвращать исполнителям на доработку некачественно подготовленные и противоречащие законодательству проекты нормативных правовых актов и других документов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений, а также по поручению председателя облисполкома участвовать в доработке структурными подразделениями указанных проектов;
вносить в районные (городские) исполнительные комитеты Брестской области обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых в сфере государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования проверок;
давать организациям, действующим на территории Брестской области, в пределах своей компетенции указания по вопросам работы их архивов и организации документов в делопроизводстве;
создавать постоянные и временные комиссии для рассмотрения вопросов архивного дела и делопроизводства, в том числе экспертно-проверочную комиссию;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
6. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции.
Начальник главного управления юстиции имеет первого заместителя и двух заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции, за исключением заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения, который назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с облисполкомом.
7. Начальник главного управления юстиции:
руководит деятельностью главного управления юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление юстиции задач и осуществление им своих функций;
распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает степень их ответственности и ответственности руководителей структурных подразделений главного управления юстиции за руководство отдельными направлениями его деятельности;
распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных смет расходов:
выделенными из республиканского бюджета на содержание органов принудительного исполнения и принудительным сбором;
выделенными из областного бюджета на содержание главного управления юстиции;
издает приказы, дает обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции главного управления юстиции;
вносит в Министерство юстиции, облисполком и районные (городские) исполнительные комитеты Брестской области предложения о создании надлежащих условий для деятельности территориальных органов принудительного исполнения, государственных архивов Брестской области, главного управления юстиции;
в пределах, установленных законодательством и настоящим Положением, распоряжается имуществом, обеспечивает его сохранность и эффективное использование, выполняет иные права и обязанности по распоряжению имуществом;
проводит кадровую политику, направленную на укомплектование территориальных органов принудительного исполнения, главного управления юстиции высококвалифицированными специалистами, на их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, норм профессиональной этики;
в установленном порядке назначает на должности и освобождает от должностей работников главного управления юстиции, за исключением своих заместителей;
представляет в установленном порядке в Министерство юстиции документы для согласования приема на работу и увольнения с работы;
по согласованию с Министерством юстиции назначает на должности и освобождает от должностей работников управления принудительного исполнения, за исключением лиц, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание органов принудительного исполнения, и руководителей отделов принудительного исполнения, а также руководителя архива органов загса;
по согласованию с Министерством юстиции назначает на должности главного бухгалтера главного управления юстиции, специалистов главного управления юстиции, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, принятых местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня;
рассматривает представления Главного судебного исполнителя по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц управления принудительного исполнения, районных (городских) отделов принудительного исполнения, допустивших нарушение законодательства по исполнительному производству, не выполнивших требования Главного судебного исполнителя по вопросам деятельности органов принудительного исполнения, исполнительного производства, а также о поощрении, в том числе материальном стимулировании, должностных лиц органов принудительного исполнения;
заключает (продлевает, расторгает) трудовые договоры (контракты) с руководителями государственных архивов, назначает их на должность, отстраняет от работы и освобождает от должности, применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством;
в установленном порядке согласовывает назначение на должность руководителей горрайархивов.
В период отсутствия начальника главного управления юстиции его обязанности исполняет первый заместитель.
8. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в главном управлении юстиции образуется коллегия в составе начальника главного управления юстиции (председатель коллегии), заместителей начальника главного управления юстиции, руководителей структурных подразделений и других сотрудников главного управления юстиции.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются начальником главного управления юстиции.
Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, которое утверждается начальником главного управления юстиции.
Заседания коллегии являются правомочными при участии в них более половины членов коллегии.
9. Финансирование деятельности главного управления юстиции осуществляется за счет областного бюджета, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством.
10. Главное управление юстиции является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.
Имущество главного управления юстиции является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
11. Место нахождения главного управления юстиции: Республика Беларусь, 224701, город Брест, проспект Машерова, 6.