Сёння: 23 апреля, Аўторак

Кантактны тэлефон (факс): 26-98-33


Рэжым працы
Панядзелак – пятніца: 8:30 - 17:30
Перапынак на абед: 13:00 - 14:00
Выхадныя дні: субота, нядзеля
Прыём грамадзян у адпаведнасці з графікам.
Тэлефон гарачай лініі: (8 0162) 26-98-33
Паштовы адрас: 224005, г. Брест, вул. Ленiна, 11
E-mail: justice@brestjust.gov.by





Герб 1 Герб 2 Герб 3 Галоўнае ўпраўленне юстыцыі
Брэсцкага абласнога выканаўчага камітэта
Как исчисляются сроки в исполнительном производстве?

Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве закреплен статьей 29 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Таким образом, если согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства установлен семидневный срок для добровольного исполнения, то его течение начинается на следующий день, со дня надлежащего извещения должника. Например, должник надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства 5 сентября 2018 г. Соответственно семидневный срок для добровольного исполнения начинается с 6 сентября 2018 г. Выходные дни при исчислении срока не засчитываются.

Заместитель начальника отдела

принудительного исполнения

Московского района г. Бреста

Наталья Николаевна Климчук

Что такое банк данных исполнительных производств?

Согласно статьи 3 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), банк данных исполнительных производств - совокупность данных, предназначенная для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства.

Порядок формирования и ведения банка данных исполнительных производств, внесения в него изменений и (или) дополнений устанавливается законодательными актами.

В ряде норм Закона закрепляются возможности применения современных информационно-коммуникационных технологий (статья 8, часть первая статьи 36, абзацы первый и второй части первой статьи 38,часть первая статьи 39, часть четвертая статьи 63 и др.).

Так, создание банка данных исполнительных производств, предназначенного для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, учета, контроля и использования сведений в целях реализации задач исполнительного производства (статья 8 Закона), направлено на обеспечение открытости и прозрачности процесса исполнения, а для взыскателей - возможности контроля за этим процессом и обеспечение тем самым реализации части второй статьи 34 Конституции Республики Беларусь 1994 года (далее – Конституция), согласно которой государственные органы, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Положения Закона, регламентирующие вопросы использования информационных технологий в исполнительном производстве, призваны способствовать сокращению времени, затрачиваемого на проведение исполнительных действий, созданию условий для своевременного извещения сторон и других участников исполнительного производства, а также обеспечению принципа процессуальной экономии, в том числе уменьшению бумажного документооборота и снижению расходов органов принудительного исполнения, бюджетных средств и средств сторон исполнительного производства при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Устанавливаемое Законом правовое регулирование направлено на повышение эффективности работы органов принудительного исполнения, защиту прав и законных интересов граждан и организаций и, соответственно, на реализацию положений части первой статьи 2 и части первой статьи 21 Конституции.

Начальник отдела

принудительного исполнения

Ляховичского района

Марина Александровна Матюшко




Каков порядок рассмотрения заявлений и ходатайств участников исполнительного производства?

Согласно статьи 15 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном Законом.

В случае, если судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения, в который поступили заявление, ходатайство, не правомочны их рассматривать, такие заявление, ходатайство в трехдневный срок направляются для рассмотрения уполномоченному лицу органа принудительного исполнения, о чем уведомляется заявитель.

Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются заявителю.

По результатам рассмотрения заявления, ходатайства судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения выносят постановления об удовлетворении заявления, ходатайства полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, которые направляются заявителю.

Таким образом, общий срок для рассмотрения заявления, ходатайства - 10 рабочих дней. Однако он может быть иным.

Так, в соответствии со статьей 61 Закона, для ходатайства о принятии обеспечительных мер срок составляет 3 рабочих дня со дня поступления.

Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа или об отказе в их принятии не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также иным лицам, на которых возложена обязанность исполнения соответствующих мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством.

Начальник отдела

принудительного исполнения

Ивановского района

Янина Юрьевна Бысик

Что такое апостиль?

Апости ль (фр. Apostille) - это упрощенная международная форма удостоверения подлинности документов, обеспечивающая их законность за границей.

Штамп «Апостиль» имеет форму прямоугольного штампа и проставляется на оригиналы и копии документов, предоставляемых в компетентные органы государств, присоединившихся к Гаагской Конвенции от 5 октября 1961 года, согласно которой отменяется требование легализации иностранных официальных документов, на которых проставлен апостиль. Всего к Гаагской Конвенции присоединились 115 стран-участниц.

Главное управление юстиции Брестского облисполкома проставляет апостиль только на документах, исходящих из: судов, нотариальных архивов, от нотариусов. Как показала практика, у наибольшего числа граждан, обратившихся в главное управление юстиции Брестского облисполкома за проставлением апостиля, документы предназначались для предоставления в компетентные органы Литвы, Республики Польша, Израиля, Казахстана, Германии, Украины и др.

На других видах документов право проставления апостиля в соответствии с компетенцией имеют:

Министерство образования Республики Беларусь - на документах, исходящих из учреждений образования;

Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь - на документах, исходящих из государственных архивов Республики Беларусь;

Министерство иностранных дел Республики Беларусь - на всех иных видах документов, а также документах, названных выше, поступивших из дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь либо истребованных ими.

В случае, если документы предоставляются в компетентные органы государств, не присоединившихся к Гаагской Конвенции, предусмотрен иной порядок легализации, а именно:

- оригиналы документов легализуются в Главном консульском управлении Министерства иностранных дел Республики Беларусь или в консульских учреждениях Республики Беларусь;

- копии документов, заверяются у нотариуса, а затем подлинность подписи нотариуса удостоверяется Министерством юстиции Республики Беларусь и только после этого легализуется Главным консульским управлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

После этого необходимо подтвердить подлинность подписи должностного лица, легализовавшего документ, в посольстве иностранного государства, на территории которого будет использоваться документ, либо в консульских учреждениях Республики Беларусь за рубежом.


Опубликовано в газете «Заря» № 94 от 12 сентября 2018 года.

Что такое принудительный сбор? Как можно его избежать?

Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», вступивший в силу 16 мая 2017 года, четко определил порядок исполнения исполнительных документов, а также ввел ряд новых понятий и терминов. Одним из таких терминов стал принудительный сбор.

Закон определяет принудительный сбор как денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа. То есть, сбор подлежит взысканию при наличии определенных оснований, которые напрямую зависят от порядка исполнения исполнительного документа: добровольного либо принудительного.

При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.

Вместе с тем, срок для добровольного исполнения документа не предоставляется в случаях если:

- исполнительный документ поступил повторно;

- срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства;

- исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения осуществляется его принудительное исполнение, что влечет взыскание принудительного сбора.

Также Законом закреплены случаи, при которых принудительный сбор взысканию не подлежит:

- должник исполнил требование исполнительного документа до возбуждения исполнительного производства;

- должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения;

- судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, решение иного уполномоченного органа отменены либо исполнительный документ утратил силу;

- взыскиваются расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор.

Таким образом, неисполнение либо уклонение от исполнения обязательств по исполнительному документу влечет за собой не только применение мер принудительного характера, но и дополнительные финансовые затраты в виде принудительного сбора. А чтобы его избежать необходимо незамедлительное исполнение требований исполнительного документа.

Судебный исполнитель

отдела принудительного исполнения

Кобринского района

Диана Васильева
«Несколько лет назад я взяла кредит на покупку квартиры. Все было нормально, погашение кредита осуществлялось в установленные сроки. Однако в последнее время у меня сложилась тяжелая жизненная ситуация, платить долги в полном объеме я не в состоянии. Сейчас банк обращается в суд и будет взыскивать долг через судебных исполнителей. Какие меры обеспечения исполнения могут быть применены в отношении меня? Гражданка Д.

Сегодня законодатель определяет задачи исполнительного производства как обеспечение исполнения судебных актов в части имущественных взысканий, а также подлежащих исполнению других актов, в целях охраны и защиты прав граждан, юридических лиц и государства.

Для более полного реального исполнения исполнительных документов судебным исполнителем, а также по его инициативе судом, могут быть применены меры по обеспечению исполнения:

- арест наличных денежных средств и иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и третьих лиц;

- арест денежных средств и иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах или на хранении в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

- опись и изъятие имущества должника, находящегося у него и третьих лиц;

- запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;

- запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

- запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;

- временное ограничение права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника - юридического лица на выезд за пределы Республики Беларусь;

- временное ограничение права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;

- временное ограничение должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений.

Каждая из вышеуказанных мер является эффективным помощником при принудительном исполнении исполнительного документа, так как должнику, активно пользующемуся благами цивилизации, очень сложно в одночасье остаться без мобильной связи, права на управление транспортными средствами и выезда за пределы Республики Беларусь.

Следует отметить, что при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника взыскивается принудительный сбор в размере десяти процентов от взысканной суммы или стоимости взысканного имущества. Это означает, что за неоплаченную задолженность в добровольном порядке в установленные законом сроки, например в размере 100.00 рублей, должник «выложит» еще 10.00 рублей за принудительное исполнение.

При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер, согласно постановлению судебного исполнителя, взыскивается с должника-гражданина денежная сумма в размере пяти базовых величин по каждому исполнительному документу, а с должника-юридического лица - десять базовых величин.

Судебный исполнитель

отдела принудительного исполнения

Кобринского района

Кивака В.В.

Какой существует порядок уведомления об изменении местонахождения организации?

В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме (приложение 17 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 1 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1»).

Уведомление об изменении местонахождения юридического лица направляется в регистрирующий орган по новому местонахождению организации.

Обращаем внимание, что коммерческие организации с участием иностранных и международных организаций (за исключением резидентов СЭЗ «Брест»), расположенные на территории Брестской области, уведомление об изменении местонахождения направляют в главное управление юстиции Брестского облисполкома.

Также уведомление об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации может быть представлено в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Як разлічваюцца аліменты ў перыяд знаходжання даўжніка на тэрміновай ваеннай службе?
Для даўжніка ў перыяд яго знаходжання на тэрміновай ваеннай службе, праходжання ім альтэрнатыўнай службы, калі памер аліментаў не вызначаны шлюбным дагаворам, пагадненнем аб дзецях або пагадненнем аб выплаце аліментаў, аліменты разлічваюцца з фактычна атрыманага даходу: на адно дзіця – 25 працэнтаў, на дваіх дзяцей –
33 працэнты, на траіх і больш дзяцей – 50 працэнтаў. Мінімальны памер аліментаў не ўжываецца.

Какой минимальный процент заработной платы должен быть сохранен за должником после произведения удержаний по исполнительным документам?
Согласно части 2 статьи 107 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) за должником из подлежащих к выплате сумм должно быть сохранено:
  • не менее тридцати процентов заработной платы и приравненных к ней доходов – при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • не менее десяти процентов заработной платы и приравненных к ней доходов – при возмещении осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением;
  • не менее тридцати процентов заработной платы и приравненных к ней доходов – при возмещении осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.


Какие требования предъявляются к претендентам на должность нотариуса? Каков порядок назначения?

Пункт 2 Положения об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 (далее – Положение) закрепил, что нотариусом в Республике Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший в случаях, установленных Положением, профессиональную стажировку в качестве стажера нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности, отвечающий иным требованиям законодательства.

До сдачи квалификационного экзамена лица, претендующие на приобретение статуса нотариуса впервые, обязаны пройти профессиональную стажировку в качестве стажера нотариуса в нотариальной конторе, нотариальном бюро сроком до одного года, а лица, претендующие на приобретение статуса нотариуса после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, - до трех месяцев.

Не проходят профессиональную стажировку лица, претендующие на приобретение статуса нотариуса после перерыва в работе в качестве нотариуса до трех лет.

Порядок прохождения профессиональной стажировки определен Положением и Инструкцией о порядке прохождения профессиональной стажировки в качестве стажера нотариуса, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 210 «О некоторых вопросах прохождения профессиональной стажировки в качестве стажера нотариуса».

Количество стажеров ежегодно определяется областной, Минской городской нотариальной палатой по согласованию с главным управлением юстиции.

Для определения уровня профессиональной подготовки лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса Квалификационная комиссия по вопросам нотариальной деятельности (которая образуется Министерством юстиции Республики Беларусь) принимает у него квалификационный экзамен и выносит решение о допуске к осуществлению нотариальной деятельности и выдаче свидетельства или об отказе в допуске к осуществлению нотариальной деятельности (пункт 28 Положения).