Сёння: 4 Жнівень, Серада

Кантактны тэлефон (факс): 21-25-29

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Галоўнае ўпраўленне юстыцыі
Брэсцкага абласнога выканаўчага камітэта
Разъясните как возмещается вред, причинённый при залитии квартиры

Правоотношения, связанные с возмещением вреда, причиненного при залитии квартиры, регламентируются главой 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399 (далее – Правила).


Обязанность собственников жилых помещений, нанимателей, поднанимателей жилых помещений, арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, иных лиц, имеющих право владения и пользования жилыми помещениями (далееВ – граждане), возмещать ущерб, причиненный ими вспомогательным помещениям жилого дома, помещениям других граждан и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, уполномоченных лиц по управлению общим имуществом, а также товариществ собственников и организаций застройщиков, осуществляющих обслуживание жилых домов самостоятельно (далее – организации) при осуществлении права владения и пользования жилыми помещениями предусмотрена подпунктом 7.11 пункта 7 Правил.


Кроме этого, ст. 933 ГК установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.


В соответствии с пунктом 14 Правил при выявлении дефектов и (или) неисправностей конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома (жилых и (или) вспомогательных помещений) либо небрежного пользования ими гражданами, которые привели к их повреждениям, а также повреждениям элементов отделки в жилых, в том числе подсобных, и (или) вспомогательных помещениях, имущества граждан, граждане обращаются в организации по данным вопросам.


В свою очередь организация не позднее месячного срока с участием заинтересованных сторон производит обследование поврежденного имущества и составляет акт обследования.


В акте обследования, проводимого организацией, указываются:


причины, повлекшие повреждения;


перечень поврежденных конструкций либо элементов отделки и имущества граждан;


лицо, причинившее вред.


К акту обследования прилагается план поврежденного помещения (жилого, подсобного, вспомогательного, нежилого) со схематичным обозначением мест выявленных в нем дефектов, неисправностей.


На основании акта обследования организация составляет дефектный акт на ремонтно-строительные работы поврежденных помещений.


При возможности самовосстановления (высыхание и другое) утративших свои потребительские качества элементов отделки указанный дефектный акт составляется не позднее 20 календарных дней со дня составления акта обследования.


В дефектном акте на ремонтно-строительные работы указываются:


виды и объемы ремонтно-строительных работ;


качество и виды материалов отделки для ремонта поврежденных помещений.


На основании дефектного акта на ремонтно-строительные работы по требованию одной из заинтересованных сторон составляется в установленном порядке смета на ремонтно-строительные работы поврежденных помещений.


С актом обследования, дефектным актом на ремонтно-строительные работы и сметой на ремонтно-строительные работы поврежденных помещений заинтересованные стороны (пострадавшая и виновная) ознакамливаются под роспись либо заказным письмом.


Для возмещения причиненного вреда имуществу граждан страховой организацией или организацией, имеющей право на проведение независимой экспертизы по оценке имущества, по обращению заинтересованных сторон составляется дефектный акт на поврежденное имущество, указанное в акте обследования, и в соответствии с ним определяется сумма причиненного вреда.


В случае возникновения спора по вопросам компенсации стоимости ремонтно-строительных работ и возмещению вреда имуществу спор разрешается в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что согласно ст. 968 ГК моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законодательными актами.В Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Причем размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.970 ГК). Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Должник уклоняется от уплаты задолженности по исполнительному документу. Какие меры может применить к должнику судебный исполнитель, чтобы побудить его к оплате долга?

Согласно ст. 482 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа допускается во всяком положении исполнительного производства, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются:

1) наложение ареста на имущество должника, в том числе на денежные средства в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа, находящиеся у должника и (или) у иных лиц;

2) приостановление полностью или частично операций по текущим (расчетным) счетам граждан и юридических лиц в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях;

3) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) у иных лиц;

4) запрещение должнику совершать определенные действия;

5) запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

6) опечатывание имущества должника;

7) изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг;

8) запрещение другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;

9) временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь - на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения обязательств;

10) временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, на охоту, за исключением случаев необходимости пользования этими правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения доходов, - на срок, установленный судом до исполнения обязательств, но не более чем на пять лет;

11) иные меры, установленные законодательными актами.

Меры, предусмотренные пунктами 1 - 8 и 11 части второй указанной статьи, принимаются судебным исполнителем по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Меры, предусмотренные пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, принимаются судом по заявлению взыскателя или представлению судебного исполнителя в случае, если должник не исполняет либо уклоняется от исполнения обязательств или иных мер по обеспечению исполнения исполнительного документа недостаточно и если это не препятствует исполнению иных обязательств должника.

Вопрос о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается без вызова сторон в течение трех дней со дня поступления заявления взыскателя (представления судебного исполнителя). При этом рассмотрение вопроса о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, осуществляется с извещением сторон.

О принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа судебный исполнитель выносит постановление, а суд - определение, копии которых направляются взыскателю и должнику, а также другим лицам, на которых возложена обязанность по исполнению этого постановления (определения).

Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению. Определение суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, подлежит исполнению с момента извещения должника.

Исполнение определения суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, по ходатайству должника может быть приостановлено на срок, установленный судом.

Исполнение определения суда о принятии меры, предусмотренной пунктом 10 части второй указанной статьи, производится путем изъятия у должника водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории, подкатегории и талона к нему, удостоверения на право управления моторным маломерным судном, государственного удостоверения на право охоты.

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Допускается замена одной меры по обеспечению исполнения исполнительного документа другой. Вопрос о замене одной меры другой рассматривается судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Рассмотрение вопроса о замене одной меры другой не приостанавливает применения принятых ранее мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Принятые ранее меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть отменены судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Постановление судебного исполнителя (определение суда) об отмене обеспечения исполнения исполнительного документа или об отказе в его отмене принимается в срок не позднее трех дней со дня поступления соответствующего заявления.

Постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном ГПК.

Подача жалобы (частной жалобы) или принесение протеста (частного протеста) на постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа не приостанавливают исполнения этого постановления (определения).

Какие ошибки наиболее часто встречаются на практике при указании источников официального опубликования актов?

К таким ошибкам можно отнести неверное (избыточное или недостаточное) указание источников официального опубликования актов.

Так, при изменении и (или) дополнении акта кроме источника официального опубликования первоначальной редакции акта указываются источники официального опубликования также тех актов, которыми вносились изменения и (или) дополнения в данные структурные элементы.

В решениях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов указанное правило не всегда соблюдается должным образом.

Например, в актах о внесении изменений и (или) дополнений в отдельные структурные элементы в некоторых случаях не указываются источники официального опубликования всех изменений и (или) дополнений, которые ранее вносились в эти структурные элементы.

Встречается и обратная ситуация, когда в акте о внесении изменений и (или) дополнений в структурный элемент другого акта указываются источники официального опубликования всех изменений и дополнений, которые когда-либо вносились в этот акт, в то время как нужно указывать только те, которыми вносились изменения и (или) дополнения в изменяемый структурный элемент акта.


В каких случаях при ссылке на утвержденный акт название утверждающего акта не указывается?
При применении ссылки на утвержденный акт название утверждающего акта не указывается в случаях, если оно включает название утвержденного акта (в том числе без указания на вид утвержденного акта или наряду с указанием на иные вопросы, регулируемые утверждающим актом).
Где можно проставить апостиль на архивные справки, выданные Государственным архивом Брестской области и Национальным историческим архивом в г. Гродно?

На документах, исходящих из государственных архивов Республики Беларусь, проставляет апостильВ Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь.

Контактная информацияВ 

Адрес: ул. Коллекторная, 10, г. Минск, 220004, Республика Беларусь

Телефон/факс: (Коды: международный 375 17; по Беларуси 8 017) 200 51 20

E-mail: belcom@archives.gov.by

Время работы: понедельник - пятница 9.00-13.00, 14.00-18.00

Проезд: станция метро "Фрунзенская"; автобусы № 23, 24, 65, 73 и троллейбусы № 37, 46, 53 до остановки "Романовская слобода" ("Городской вал").

Ответственный сотрудник – Задорожная Светлана ВладимировнаВ (кабинет 206, т. 8017 200 87 60, прием граждан по вопросу апостилирования документов осуществляется ежедневно в режиме работы Департамента).

Подать документы в Департамент по архивам и делопроизводству может любое лицо, в том числе не являющееся владельцем документа. Предъявление паспорта и доверенности при подаче документов не требуется. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь за проставление апостиля на официальных документах, предназначенных для использования за границей, взимается государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины.

Апостиль проставляется в течение 1 дня со дня предъявления документа, а при необходимости проведения специальной проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организацийВ – в течение 15В дней.

Кто может претендовать на должность судебного исполнителя?
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530» судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.
Должник уклоняется от уплаты задолженности по исполнительному документу. Какие меры может применить к должнику судебный исполнитель, чтобы побудить его к оплате долга?
Согласно ст. 482 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа допускается во всяком положении исполнительного производства, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются:

1) наложение ареста на имущество должника, в том числе на денежные средства в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа, находящиеся у должника и (или) у иных лиц;

2) приостановление полностью или частично операций по текущим (расчетным) счетам граждан и юридических лиц в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях;

3) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) у иных лиц;

4) запрещение должнику совершать определенные действия;

5) запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

6) опечатывание имущества должника;

7) изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг;

8) запрещение другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;

9) временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь - на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения обязательств;

10) временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, на охоту, за исключением случаев необходимости пользования этими правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения доходов, - на срок, установленный судом до исполнения обязательств, но не более чем на пять лет;

11) иные меры, установленные законодательными актами.

Меры, предусмотренные пунктами 1 - 8 и 11 части второй указанной статьи, принимаются судебным исполнителем по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Меры, предусмотренные пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, принимаются судом по заявлению взыскателя или представлению судебного исполнителя в случае, если должник не исполняет либо уклоняется от исполнения обязательств или иных мер по обеспечению исполнения исполнительного документа недостаточно и если это не препятствует исполнению иных обязательств должника.

Вопрос о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается без вызова сторон в течение трех дней со дня поступления заявления взыскателя (представления судебного исполнителя). При этом рассмотрение вопроса о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, осуществляется с извещением сторон.

О принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа судебный исполнитель выносит постановление, а суд - определение, копии которых направляются взыскателю и должнику, а также другим лицам, на которых возложена обязанность по исполнению этого постановления (определения).

Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению. Определение суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, подлежит исполнению с момента извещения должника.

Исполнение определения суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, по ходатайству должника может быть приостановлено на срок, установленный судом.

Исполнение определения суда о принятии меры, предусмотренной пунктом 10 части второй указанной статьи, производится путем изъятия у должника водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории, подкатегории и талона к нему, удостоверения на право управления моторным маломерным судном, государственного удостоверения на право охоты.

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Допускается замена одной меры по обеспечению исполнения исполнительного документа другой. Вопрос о замене одной меры другой рассматривается судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Рассмотрение вопроса о замене одной меры другой не приостанавливает применения принятых ранее мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Принятые ранее меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть отменены судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Постановление судебного исполнителя (определение суда) об отмене обеспечения исполнения исполнительного документа или об отказе в его отмене принимается в срок не позднее трех дней со дня поступления соответствующего заявления.

Постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном ГПК.

Подача жалобы (частной жалобы) или принесение протеста (частного протеста) на постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа не приостанавливают исполнения этого постановления (определения).

Основания для проведения внеплановой проверки по обращению гражданина

В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проведение внеплановой проверки по обращению гражданина возможно при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты.

При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

Заявителям необходимо учитывать, что в случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

О расходах, связанных с рассмотрением обращений

23 января 2016 г. вступил в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Со вступлением в силу новой редакции Закона дополняются и существенно изменяются некоторые его нормы.

Согласно статьи 19 новой редакции вышеназванного Закона можно взыскать расходы, понесенные в связи с:

- рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя;

- рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Новая редакция статьи 19 вышеуказанного Закона устанавливает перечень расходов, которые могут быть взысканы с заявителей:

- суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений;

- почтовые расходы;

- расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения;

- другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Перечень расходов, связанных с рассмотрением обращений, не является исчерпывающим.
Выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва.

2016 год является годом выборов в высший представительный и законодательный орган нашего государства - Парламент Республики Беларусь.

В состав Парламента Республики Беларусь (Национального собрания Республики Беларусь) входят две палаты. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года.

Согласно Конституции Республики Беларусь избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права закреплен в статье 64 Конституции и предоставляет право участвовать в выборах каждому гражданину, достигшему 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности или ее отсутствия, принадлежности к партиям или другим общественным объединениям. Этот принцип не имеет абсолютного характера. В соответствии со статьей 64 Конституции в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Не имеют права избирать и быть избранными, равно как и участвовать в референдумах, иностранные граждане и лица без гражданства. (Только гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь, предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Это право предусмотрено статьей 58 Избирательного Кодекса Республики Беларусь).

Принцип равного избирательного права - все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов этот принцип предусматривает равное финансирование, равное количество эфирного времени.

Принцип свободы выборов означает, что каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.

Следует отметить, что в некоторых странах установлено обязательное голосование. Если избиратель не является на избирательный участок без уважительной причины, то его ждет наказание: общественное порицание (Италия), штраф (Австрия и др.).

В Республике Беларусь не имеется обязанности участвовать в выборах, но для того, чтобы выборы считались состоявшимися, в них по общему правилу должны принять участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования.

Принцип прямых выборов содержится в статье 67 Конституции. В Республике Беларусь все выборы являются прямыми (за исключением выборов в Совет Республики). Это значит, что избиратели во время выборов голосуют «за» или «против» кандидата непосредственно.

Принцип тайного голосования (статья 38 Конституции Республики Беларусь) означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или комнате в специально оборудованном помещении, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя (статья 51 Избирательного Кодекса Республики Беларусь).

На всех участках для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Сразу же после подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления. Граждане имеют право проголосовать на участке для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях). Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения граждан.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами в депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом, решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Кандидатом в депутаты Палаты представителей может стать гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории государства.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

Четырехлетний срок полномочий Палаты представителей действующего пятого созыва заканчивается 17 октября 2016 г., соответственно, выборы в Палату представителей шестого созыва должны состояться не позднее 17 сентября 2016 г.

В связи с тем, что по сложившейся практике парламентские выборы проводятся в воскресенье, то предельный срок проведения выборов – 11 сентября 2016 г.

Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Срок полномочий Совета Республики действующего созыва заканчивается 18 октября 2016 г., поскольку первое заседание Совета Республики пятого созыва состоялось 19 октября 2012г. Следовательно, выборы в Совет Республики шестого созыва будут Проведены с 18 июня по 18 сентября 2016 г.

Сообщение о дне выборов обязательно публикуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов, то есть после принятия решения и подписания соответствующего указа.

Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий. Выборы обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Центральная комиссия осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах, дает разъяснения этого законодательства; образует избирательные округа; регистрирует инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов, их доверенных лиц; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности; определяет порядок использования государственных средств массовой информации в предвыборной кампании; устанавливает формы бюллетеней и списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, образцы ящиков для голосования, печатей комиссий, порядок хранения документов по выборам; подводит итоги выборов; регистрирует избранных депутатов Палаты представителей; решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов, осуществляет иные полномочия.

Территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, осуществляют следующие полномочия: осуществляют контроль за соблюдением актов законодательства о выборах на территории области, города Минска; руководят деятельностью нижестоящих территориальных и участковых комиссий; контролируют составление списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, отзыве депутата и представление их для всеобщего ознакомления; распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов.

Основная нагрузка при подготовке и проведении выборов возлагается на участковые комиссии, которые обеспечивают соблюдение требований законодательства Республики Беларусь о выборах на территории участка для голосования; уточняют и подписывают списки граждан, имеющих право участвовать в выборах по участку для голосования; знакомят избирателей со списком этих граждан, рассматривают заявления о неправильностях в списке, решают вопрос о внесении в него соответствующих изменений; оповещают избирателей о месте нахождения, времени работы и номере телефона участковой комиссии, а также дне выборов, времени и месте голосования; обеспечивают реализацию права избирателей проголосовать на выборах досрочно, а также сохранность бюллетеней; организуют голосование в день выборов; проводят подсчет голосов и устанавливают результаты голосования по участку; рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования, подсчета голосов и принимают по ним решения; заслушивают сообщения должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; осуществляют другие полномочия в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Третьим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей.

Учитывая, что выборы в Палату представителей, Президента, в местные Советы депутатов проводятся регулярно, еще до назначения соответствующих выборов известна примерная численность избирателей, которая существенно не изменяется после проведения последних выборов. Однако, нужны не приблизительные, а уточненные данные, в которых были бы учтены все прошедшие события и действия (смерть избирателя, выезд в другой населенный пункт или за пределы республики, достижение совершеннолетия и т.д.). Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.

Выдвижение кандидатов является четвертым этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе.

В трудовых коллективах кандидатуры могут быть выдвинуты на собрании (конференции) избирателей, при условии если организация является юридическим лицом, насчитывающей не менее 300 работающих.

Выборы проводятся по одномандатным избирательным округам, образуемым соответствующими избирательными комиссиями с соблюдением принципа равенства: разница между числом избирателей в избирательных округах не должна, как правило, превышать 10 процентов.

Средняя численность избирателей на избирательный округ по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва установлена Постановлением Центральной комиссией от 24 марта 2016В г. №5 В и составляет 63В 715 избирателей.

Регистрация кандидатов является пятым этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты и депутаты всех звеньев представительной власти предусмотрен статьями 68 и 101 Избирательного кодекса. Регистрация кандидатов в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов; кандидатов в члены Совета Республики – начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Шестым этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов. В предвыборной агитации используются плакаты, надписи, призывы, листки, фотоматериалы. Запрещается раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании с соблюдением требований законодательства. Завершением избирательного процесса для граждан (но не всей избирательной кампании) является голосование.

Голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, не позднее, чем за 10 дней до выборов.

К седьмому этапу проведения выборов относится подсчет голосов избирателей. Процедура подсчета голосов достаточно подробно регламентируется в избирательном законодательстве. Ящики для голосования вскрываются участковой (счетной при выборах в Совет Республики) комиссией после объявления ее председателем об окончании голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются. Вначале открываются ящики, которые использовались при досрочном голосовании, переносные, затем стационарные.

Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии без перерыва до получения результатов.

Сообщения об итогах выборов в Палату представителей Центральная комиссия направляет в печать в течение трех дней с момента подписания протокола; список избранных депутатов публикуется в алфавитном порядке с указанием их данных.

Сообщение об итогах выборов в члены Совета Республики и список избранных членов Совета Республики направляется Центральной комиссией в печать в трехдневный срок со дня подписания протокола об итогах выборов.