Сегодня: 27 Октября, Вторник

Контактный телефон (факс): 21-25-29

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
Вправе ли судебный исполнитель оставить без рассмотрения поданное по электронной почте ходатайство со ссылкой на то, что в ходатайстве отсутствует подпись?

Исходя из положений частей первой и второй статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), заявления и ходатайства участников исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа, могут подаваться в письменной форме или форме электронного документа.

При этом согласно части шестой указанной правовой нормы заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.

Следует отметить, что понятие «электронное обращение» не равнозначно понятию «электронный документ».

Определение понятия «электронное обращение» дано в абзаце шестом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях). Так, электронное обращение – это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Требования, которым должно соответствовать электронное обращение, изложены в пункте 2 статьи 25 Закона об обращениях, при этом в их числе нет требования о наличии в обращении подписи.

В то же время, исходя из положений абзаца девятого статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» возможность использования электронного документа определяется таким обязательным условием, как наличие в нем действительной электронной цифровой подписи.

Как установлено в части второй пункта 33 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве, судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению.

Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения.

Может ли судебный исполнитель прийти к должнику в выходной день?

Как правило, исполнительные действия совершаются судебным исполнителем в рабочие дни в период с 6 до 22 часов. Конкретное время определяется судебным исполнителем с учетом продолжительности исполнительных действий, времени проезда к месту их совершения и других обстоятельств.

Однако согласно части второй статьи 57 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» в случаях, не терпящих отлагательства, либо в случаях, когда совершение исполнительных действий в другое время невозможно, допускается совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные актами законодательства, а также в рабочие дни в период с 22 до 6 часов. При этом, совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные актами законодательства, а также в рабочие дни в период с 22 до 6 часов допускается лишь с письменного разрешения руководителя соответствующего органа принудительного исполнения.

В соответствии с частью пятой пункта 48 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, эти требования не распространяются на случаи, когда время совершения исполнительных действий установлено исполнительным документом.

Таким образом, судебный исполнитель может прийти к должнику в выходной день.

Какой существует порядок уведомления об изменении местонахождения организации?

В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме (приложение 17 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 1 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1»).

Уведомление об изменении местонахождения юридического лица направляется в регистрирующий орган по новому местонахождению организации.

Обращаем внимание, что коммерческие организации с участием иностранных и международных организаций (за исключением резидентов СЭЗ «Брест»), расположенные на территории Брестской области, уведомление об изменении местонахождения направляют в главное управление юстиции Брестского облисполкома.

Также уведомление об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации может быть представлено в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Порядок регистрации смерти

РЕГИСТРАЦИЯ СМЕРТИ

В любой цивилизованной стране, в том числе и в Республике Беларусь, есть государственный орган, деятельность которого связана с каждым из нас, начиная от рождения и заканчивая последними минутами жизни.

Этот государственный орган именуется органом записи актов гражданского состояния.

Акты гражданского состояния – это наиболее важные в жизни человека факты, имеющие для него существенные правовые последствия, влияющие на возникновение личных и имущественных отношений между членами семьи.

Одним из таких актов является регистрация смерти.

На основании Кодекса Республики Беларусь о браке и семье регистрация смерти производится органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти, или по месту захоронения умершего на основании медицинского свидетельства о смерти по заявлению о регистрации смерти.

На основании решения суда об установлении факта смерти или объявлении гражданина умершим регистрация производится в органе, регистрирующем акты гражданского состояния, по месту нахождения суда, вынесшего решение.

Согласно пункту 60 Положения о регистрации актов гражданского состояния, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2005 №1454, и ст.220,221 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье заявление о регистрации смерти может быть сделано в устной или письменной форме родственниками умершего, его соседями, работниками организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, администрацией учреждения, в котором последовала смерть, а так же другими лицами не позднее семи дней с момента наступления смерти или обнаружения умершего.

В соответствии с пунктом 5.5 главы 5 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200, для регистрации смерти необходимо предоставить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и умершего, врачебное свидетельство о смерти либо решение суда об установлении факта смерти или объявлении гражданина умершим, документ специализированной организации, осуществившей погребение умершего, - в случае регистрации смерти по месту захоронения умершего, военный билет умершего – в случае регистрации смерти военнослужащих.

Регистрация смерти осуществляется в день подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций - в течении 1 месяца.

На основании записи акта о смерти заявителю выдаётся свидетельство о смерти и справка о смерти для получения пособия (материальной помощи) на погребение.

Ведущий специалист отдела загса

Ивановского райисполкома Т.П.Кулич

Экономим бюджетные средства? Новое в законодательстве об опубликовании правовых актов.

Винярская И.И., заведующая сектором по проведению обязательной юридической экспертизы главного управления юстиции Брестского облисполкома

Опубликование нормативного правового акта является завершающей стадией нормотворческого процесса.

Опубликование нормативных правовых актов является обязательным конституционным требованием. Так, согласно части пятой статьи 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В соответствии с частью четвертой статьи 7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом1.

Различается неофициальное и официальное опубликование.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, с В опубликованием в официальном издании нормативного акта связано не только донесение его содержания до граждан, но и вступление в силу.

Официальное опубликование нормативного правового акта означает помещение его текста в установленном официальном издании, которое воспроизводит полный аутентичный текст акта. Цель этой стадии нормотворческого процесса – официальное доведение до исполнителей содержания принятого акта, широкое ознакомление с ним общественности, граждан и государственных органов.

При неофициальном опубликовании сообщение об издании правового акта или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, организациями. Неофициальное опубликование имеет только информационное значение и не порождает правовых последствий.

Официальное опубликование имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени уполномоченного субъекта нормотворческого процесса для всеобщего сведения полного и точного текста принятого акта путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на которое можно ссылаться в сводах и собраниях законодательства, актах применения права, печатных работах, судебных заседаниях и т.д.2.

Опубликование является составляющей более широкого понятия – обнародование. Значимость и самостоятельность официального опубликования обусловлены тем, что право на информацию о новых правовых актах – одно из общепризнанных международным сообществом прав человека. Именно официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е. тому тексту, который принят соответствующим органом и подписан компетентным должностным лицом. В отличие от иных способов обнародования, целью которых также является доведение до сведения правовых актов (информативная функция), официальное опубликование носит удостоверяющий характер (документальная функция).

Потребность общества в доступе к полной, актуальной, достоверной и своевременной информации чрезвычайно высока. В настоящее время принимаются тысячи нормативно-правовых актов, число которых постоянно растет. В этой связи проблема доведения до сведения граждан содержания принимаемых нормативно-правовых актов является особенно актуальной. Государство вправе требовать от граждан, а последние должны знать содержание нормативных актов, определяющих их правовое положение. Презумпция знания закона означает, что никто не может ссылаться на незнание действующего нормативного акта, если таковой в официальном порядке был доведен до сведения граждан. Чтобы эта презумпция имела реальные основания и не превратилась в пустую формальность, государство и создает все необходимые условия для ознакомления населения с действующим законодательством. Традиционные «бумажные» технологии в условиях повышающихся информационных нагрузок уже не справляются с возникающими проблемами. Практика показала, что распространение правовой информации в электронной форме силами как государственных, так и коммерческих структур вышло на ведущие позиции.

24 февраля 2012 г. Президентом Республики Беларусь принят Декрет № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»3 (далее – Декрет), который вступает в силу с 1 июля 2012 г., является временным и действует до вступления в силу Закона Республики Беларусь «О правовых актах Республики Беларусь».

С 1 июля 2012 г. в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 данного Декрета официальным опубликованием правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Датой официального опубликования правового акта, включаемого в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, считается дата его размещения на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524»4 формирование, ведение и обеспечение функционирования Интернет-портала, являющегося основным государственным ресурсом глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации, осуществляет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»5 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»6, согласно которым на Национальный центр правовой информации возложены полномочия по ведению Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; официальному опубликованию правовых актов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь; изданию официального периодического печатного издания – сборника правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». Также установлено, что Национальный центр правовой информации обеспечивает идентичность текстов правовых актов, опубликованных на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», подписанным подлинникам.

С 1 июля 2012 г. правовые акты также подлежат обнародованию:

законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договоры, постановления Совета Министров Республики Беларусь, правовые акты высших органов судебной власти и нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления – в официальном периодическом печатном издании сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь».

решения, принятые республиканским референдумом, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме указа Президента Республики Беларусь или постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления (в том числе совместные) пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – газете «Советская Белоруссия»;

законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, заключения и решения Конституционного Суда (на белорусском языке – газете «Звязда»;

законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, заключения и решения Конституционного Суда (на русском языке) – газете «Народная газета»;

постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера – газете «Рэспубліка»;

нормативные правовые акты областных и Минского городского Совета депутатов, областных и Минского городского исполнительного комитета, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня – периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством этими органами3.

Обнародование является неофициальным опубликованием.

Принятый Декрет впервые на законодательном уровне урегулировал вопрос официального опубликования нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом

Так, в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Декрета официальное опубликование нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом, осуществляется путем воспроизведения текстов этих актов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством этими Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, и (или) по их решению путем воспроизведения текстов нормативных правовых актов в полном соответствии с подписанными подлинниками (в виде копии оригинала) на официальных сайтах этих государственных органов в глобальной компьютерной сети Интернет либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов (далееВ – интернет-сайты). При этом идентичность текстов нормативных правовых актов подписанным подлинникам обеспечивается соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, принявшими и разместившими тексты нормативных правовых актов на интернет-сайте3.

Опыт электронного опубликования уже имели другие государства, в частности, Бельгия и Эстония. Так, в Бельгии с 1997 года существует электронный официальный бельгийский журнал, который изначально печатался и распространялся по подписке. До 1 января 2003 г. документы публиковались одновременно на бумаге и в Интернете в формате pdf., но в начале октября 2002 г. бельгийское правительство приняло решение прекратить выпуск этого официального журнала на бумажном носителе и выпускать его с 1 января 2003 г. только в Интернете7.

Каковы же преимущества электронной публикации? Электронная публикация текущих актов законодательства означает, что любой пользователь в любом месте может познакомиться с этими актами и получить в любое время доступ к документу. Несомненно, публикация электронными средствами дает и бюджетные преимущества – не надо тратить деньги на бумагу, не надо распространять издание. Одним из очевидных «плюсов» является и возможность неограниченного копирования правовой информации без потери качества. Но самое главное преимущество, которое можно будет оценить в процессе реализации принятого в Республике Беларусь законодательного акта, регулирующего вопросы электронного опубликования правовых актов – высокая скорость передачи информации и оперативность опубликования.

Список литературы

1 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0).

2 Юридический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 528 с.

3В Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 26, 1/13351).

4. Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 142, 1/4231).

5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 26, 1/13354).

6. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. №В 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/1):

7. Верезен В. Публикация законов в электронном виде: Докл. на междунар. семинаре «Применение новых информационных технологий в законодательной процедуре», Великий Новгород, 22-23 сент. 2003.