Сегодня: 27 Октября, Вторник

Контактный телефон (факс): 21-25-29

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
В каких случаях сторона исполнительного производства считается надлежаще извещенной?

Согласно ст. 40 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» сторона и иной участник исполнительного производства считаются извещенными надлежащим образом, если до начала совершения исполнительного действия судебный исполнитель располагает сведениями о получении адресатом направленной ему корреспонденции.

Также надлежащим извещением считается, если:

  • адресат отказался от получения корреспонденции и такой отказ документально зафиксирован;

  • адресат не явился за получением корреспонденции, адресат не проживает (не находится) по последнему известному месту жительства (месту пребывания) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, о чем имеется сообщение (отметка) оператора почтовой связи.

Заведующий сектором

отдела принудительного исполнения

Кобринского района

Виктор Кивака

Я являюсь взыскателем по исполнительному производству, получил от судебного исполнителя акт ареста имущества должника. Хотелось бы узнать, в каких случаях я могу забрать это имущество в счет погашения долга?

Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) взыскателю предоставляется право оставить за собой арестованное имущество должника в следующих случаях:

  • до передачи арестованного имущества должника на реализацию или размещения объявления о предстоящих торгах (электронных торгах);

  • реализация которого является экономически нецелесообразной;

  • не реализованное в течение одного месяца со дня передачи арестованного имущества на реализацию субъекту торговли или специализированной организации;

  • не реализованное с торгов (электронных торгов), если торги (электронные торги) были объявлены несостоявшимися;

  • не реализованное в течение двух месяцев после его переоценки;

  • не реализованное на повторных торгах (электронных торгах), если повторные торги (электронные торги) объявлены несостоявшимися.

Следует обратить внимание, что при наличии нескольких взыскателей арестованное имущество должника предлагается принять в счет погашения задолженности всем взыскателям с учетом очередности удовлетворения требований взыскателей, установленной статьей 122 Закона, и с учетом даты возбуждения исполнительных производств.

Заведующий сектором

отдела принудительного исполнения

Кобринского района

Елена Харкович

Какие исполнительные документы подлежат исполнению органами принудительного исполнения Республики Беларусь?

В соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее - Закон)исполнительными документами, подлежащими исполнению в порядке, установленном Законом, являются:

  • исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;

  • определения суда о судебном приказе;

  • определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;

  • постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

  • постановления судебного исполнителя в случаях, установленных Законом;

  • исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

  • исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности);

  • постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

  • удостоверения комиссий по трудовым спорам;

  • иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном Законом.

В случае утраты исполнительного документа исполнению подлежит дубликат этого исполнительного документа, выданный в установленном порядке судом, иным уполномоченным органом (лицом), выдавшими соответствующий исполнительный документ.

Судебный исполнитель отдела принудительного

исполнения Ивановского района

А.С.Куличков

С какого возраста можно произвести регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества?

Заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества подается в письменной форме гражданином Республики Беларусь, достигшим шестнадцати лет, в отдел загса по месту регистрации по месту жительства.

Заместитель начальника отдела

архивных учреждений, нотариата и загсов

Воротникова Наталья Николаевна


Какие изменения обязательно вносить в уставы юридических лиц и какой срок установлен законодательством для обращения в регистрирующий орган за государственной регистрацией соответствующих изменений в устав?

В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение о регистрации), определено, что коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат). При этом, коммерческие организации, не сформировавшие уставный фонд в срок, предусмотренный в части второй пункта 7 Положения о регистрации (объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом), обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения в соответствии с частью пятой пункта 7 Положения о регистрации (коммерческие организации, сформировавшие в течение срока, определенного выше, уставный фонд в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах, обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера. Коммерческие организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, обязаны уменьшить размер уставных фондов до фактически сформированного размера, который не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда).

Также необходимо отметить, что в случае изменения местонахождения коммерческой или некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

В случае назначения (замены) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), коммерческие и некоммерческие организации обязаны в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены), представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

Формы указанных уведомлений размещены на официальном сайте главного управления юстиции Брестского облисполкома и веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обращаем внимание, что уведомление об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации и уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вышеуказанные уведомления подлежат включению в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без осуществления государственной регистрации изменений или дополнений в уставы юридических лиц.

Начальник отдела регистрации

юридических лиц главного управления

юстиции Брестского облисполкома

Кравчук Ксения Александровна

Общественное объединение планирует учредить унитарное предприятие. Какие виды деятельности вправе осуществлять унитарное предприятие, созданное общественным объединением?

Законодательство не содержит определенного перечня видов деятельности, допускаемых к осуществлению унитарным предприятием, учрежденным общественным объединением.

Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 «Об общественных объединениях» (далее – Закон) общественное объединение может осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами.

Отдельно Законом оговорено, что общественное объединение имеет право учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством (абз. 5 ч. 1 ст. 20 Закона).

Таким образом, унитарное предприятие, учрежденное общественным объединением, вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством. Однако такая деятельность не должна выходить за рамки уставных целей, ради которых общественное объединение создано, а также должна соответствовать этим целям и отвечать предмету деятельности общественного объединения.

Поэтому в каждом конкретном случае определение видов деятельности, которыми может заниматься унитарное предприятие, учрежденное общественным объединением, должно происходить исходя из уставных целей общественного объединения и его предмета деятельности, т.е. должны соотноситься нормы устава общественного объединения и устава унитарного предприятия.

Главный специалист отдела регистрации юридических лиц

главного управления юстиции Брестского облисполкомаВ 

В.В.Корчагина

Наниматель в январе 2020 года предоставил для ознакомления работнику дополнительное соглашение с приложением нового контракта. В дополнительном соглашении было указано, что контракт изложен в новой редакции. Дата контракта стоит 2017 год. Имел ли право наниматель менять форму старого контракта и на каком основании?

Имел право.

С целью реализации норм Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 219-З), которым внесены изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК), 20.12.2019 Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление № 882 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление). Указанным постановлением были внесены изменения в ряд постановлений, касающихся вопросов контрактной формы найма.

Постановлением прежде всего скорректированы примерные формы контрактов с учетом норм статьи 2612 ТК, определивших сведения и условия, которые в качестве обязательных должны содержаться в контрактах. Также в примерные формы контрактов внесены изменения, которые носят терминологический и редакционно-технический характер.

Все изменения, которые внесены в примерные формы контрактов, вступили в силу 28 января 2020 года. И, согласно части четвертой статьи 19 ТК в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Это не является изменением существенных условий труда и, следовательно, в данном случае не применяется статья 32 ТК.

Приведение в соответствие с законодательством действующих контрактов, как и любое другое их изменение, осуществляется путем оформления дополнительного соглашения о внесении изменений в заключенные с работниками контракты. Для целостности и доступности восприятия всех внесенных изменений контракты могут быть изложены в новой редакции. Данное мероприятие не является заключением нового контракта и не влечет изменения сроков его действия.

Может ли судебный исполнитель самостоятельно объявить розыск должника, обязанного к уплате алиментов?

Согласно статьи 64 Закона Республики Беларусь 24 октября 2016 года N 439-З «Об исполнительном производстве», если в процессе исполнения исполнительного документа судебным исполнителем будет установлено, что должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, отсутствует по адресу, указанному в исполнительном документе, и не представляется возможным установить его место нахождения или место нахождения его имущества, на которое может быть обращено взыскание, по ходатайству взыскателя судебный исполнитель вправе объявить розыск должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, через органы внутренних дел.

В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, если не представилось возможным установить его место нахождения или место нахождения его имущества, на которое может быть обращено взыскание, по ходатайству взыскателя судебный исполнитель обязан объявить розыск должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, через органы внутренних дел по исполнительным документам:

- о взыскании алиментов;

- о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;

- о взыскании сумм в доход государства, если задолженность превышает десять базовых величин.

Таким образом, судебный исполнитель обязан объявить розыск должника, обязанного к уплате алиментов, но только по ходатайству взыскателя.

Начальник отдела принудительного

исполнения Кобринского района

Алеся Сидюк

В какой срок рассматриваются заявления, ходатайства участников исполнительного производства?
Сроки рассмотрения обращений определены статьей 15 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматривает судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном Законом. Если такие полномочия отсутствуют, то обращения в трехдневный срок направляются для рассмотрения уполномоченному лицу органа принудительного исполнения, с уведомлением заявителя.

Для рассмотрения заявлений, ходатайств участников исполнительного производства установлен десятидневный срок со дня их поступления, если иное не предусмотрено Законом. Так, в случае, если взыскатель обращается с ходатайством о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, то такое ходатайство рассматривается не позднее трех дней со дня его поступления.

По результатам рассмотрения заявлений, ходатайств судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения выносят постановления об удовлетворении заявления, ходатайства полностью или частично либо об отказе в удовлетворении, которые направляются заявителю.

Судебный исполнитель

ОПИ Кобринского района

Диана Васильева

Каковы требования к заявлениям, ходатайствам, подаваемым в рамках исполнительного производства?

Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) определены задачи и принципы исполнительного производства. Так, задачами исполнительного производства являются восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдение и охрана интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов. Данные задачи достигаются, в том числе, посредством реализации прав, предоставленных участникам исполнительного производства. Одним из которых является право на любой стадии исполнительного производства подавать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа.

В статье 14 Закона закреплено, что заявления, ходатайства подаются в письменной форме или форме электронного документа. В обращениях заявитель должен указать:

- наименование органа принудительного исполнения, в который они подаются;

- сведения о заявителе: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя;

- наименование и место нахождения - для юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом;

- сведения об исполнительном производстве, по которому подается заявление, ходатайство;

- обстоятельства, на которых основано заявление, ходатайство;

-сущность вопроса, подлежащего рассмотрению, в том числе указание на меру по обеспечению исполнения исполнительного документа, о принятии (замене, приостановлении, отмене) которой ходатайствует заявитель, обоснование причин такого ходатайства;

- перечень прилагаемых документов.

Если заявления, ходатайства подаются в письменной форме, то они должны содержать личную подпись гражданина, подающего обращения, а в случае с юридическим лицом – личную подпись уполномоченного лица, заверенную печатью юридического лица. При подаче обращений в электронном виде, необходимо указать адрес электронной почты заявителя, а также подписать подаваемый документ электронной цифровой подписью.

Таким образом, если у кого-либо из участников исполнительного производства возникает необходимость решения конкретного вопроса в рамках исполнения исполнительного документа, необходимо воспользоваться правом подачи заявления либо ходатайства, с соблюдением требований, предусмотренных Законом.

Судебный исполнитель

ОПИ Кобринского района

Диана Васильева