Сегодня: 4 Августа, Среда

Контактный телефон (факс): 21-25-29

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
в каких случаях взыскивается принудительный сбор? Какой минимальный размер принудительного сбора?

Принудительный сбор взыскивается (удерживается) с должника после возбуждения исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Принудительный сбор не подлежит взысканию (удержанию) в случае, если:

должник исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, до возбуждения исполнительного производства;

должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии со статьей 46 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»;

судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, судебное постановление, являющееся исполнительным документом, решение иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) отменены либо исполнительный документ признан утратившим силу;

взыскиваются (удерживаются) расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор;

задолженность по исполнительному производству о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, взыскана в результате обращения взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника;

исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа о конфискации имущества, об обращении имущества в доход государства иным способом, об обеспечении иска, об обеспечении решения, не обращенного к немедленному исполнению, о наложении ареста на имущество должника – индивидуального предпринимателя, вынесенного в рамках дела о его экономической несостоятельности (банкротстве);

принудительный сбор оплачен солидарным должником.

Установлен минимальный размер принудительного сбора по имущественным требованиям – 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора. В настоящее время это составляет 14,50 белорусских рублей.

В случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от установленного размера. Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения.


Судебный исполнитель отдела

принудительного исполнения

Ленинского района г. Бреста

Якутчик Е.В.

У меня есть неоплаченный штраф в размере 14,50 рублей. Если ранее я оплачивал принудительный сбор в размере 10% от суммы долга - 1,45 рублей, то в настоящее время мне необходимо оплатить принудительный сбор в размере 14,50 рублей. Правомерно ли это?

В связи с изменениями, внесенными в Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» от 24 октября 2016 г. № 439-З с 15 июля 2021 года размер принудительного сбора составляет 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.

Таким образом при наложении административного штрафа в размере 14,50 рублей, размер принудительного сбора, подлежащего взысканию равен 0,5 базовых величин, в настоящее время это 14,50 рублей.


Начальник отдела принудительного

исполнения Дрогичинского района

Т.П.Козинская

В каких случаях судебный исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства?

В соответствии со ст. 44 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года № 439-З «Об исполнительном производстве» судебный исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства в случае:

- подачи изыскателем заявления об отказе от исполнения исполнительного документа;

- исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

- смерти гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, являвшегося стороной исполнительного производства, права и обязанности которого не могут перейти к его правопреемникам;

- истечения срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости;

- наличия записи об исключении юридического лица, являющегося стороной исполнительного производства, из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

- отмены судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица);

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.


Начальник отдела принудительного

исполнения Каменецкого района

Панасюк Т.В.

имеет ли право судебный исполнитель осуществлять исполнительные действия после окончания рабочего дня?

Исполнительные действия совершаются судебным исполнителем в рабочие дни в период времени с 6 часов утра до 22 часов вечера. Конкретное время определяется непосредственно судебным исполнителем. Однако, если исполнительные действия начаты судебным исполнителем в рабочие дни до 22 часов, они могут быть продолжены и после 22 часов. Вместе с тем, обращаем внимание на то, что совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные актами законодательства, а также в рабочие дни в период времени с 22 часов вечера до 6 часов утра допускается в случаях, не терпящих отлагательств, либо в случаях, когда совершение исполнительных действий в другое время невозможно.

Елена Волчек

начальник отдела

принудительного исполнения

Березовского района

Какие вопросы могут быть урегулированы Соглашением о детях и как его заключить?

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей.
С 1 июля 2020 г. в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье все родители вне зависимости от того, был ли зарегистрирован их семейный союз или нет, имеют возможность заключить Соглашение о детях.
Соглашение о детях можно заключить, если эти вопросы не разрешены вступившим в законную силу судебным постановлением или не урегулированы Брачным договором, Соглашением о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей (далее – Соглашение об уплате алиментов).
В Соглашении о детях родители могут определить, с кем из них будут проживать дети, порядок общения с детьми и участия в их воспитании отдельно проживающего родителя, размер алиментов на детей, порядок выезда из Республики Беларусь детей и иные вопросы воспитания и содержания детей.
Соглашение о детях заключается родителями в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Помимо документов, удостоверяющих личность, нотариусу необходимо предоставить подтверждение того, что соглашение заключается между родителями детей (свидетельство о рождении ребенка, копия записи акта о рождении, справка, содержащая сведения из записи акта о рождении, отметка в паспорте).
При заключении Соглашения о детях воля родителей не является безграничной, его условия не должны противоречить ни требованию действующего законодательства, ни правам ребенка.
В случае нарушения Соглашения о детях исполнительный документ, выданный на основании такого Соглашения, подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Планируется ли введение процедуры медиации в исполнительное производство?

Да, с 15.07.2021 вступают в силу внесенные в Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) изменения касательно медиации. Так, статьей 51 Закона будет предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства до прекращения медиации. Заключение медиативного соглашения:

- прекращает исполнительное производство (абзац 4 статьи 52 Закона);

- снижает на 50% размер принудительного сбора (часть 4 статьи 120 Закона).


Анастасия Малошик

заместитель начальника отдела

организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Брестского облисполкома

Обязаны ли отделы принудительного исполнения при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам принимать меры по трудоустройству должников?

Действующим законодательством такая обязанность по трудоустройству должников при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам не предусмотрена.

Исключение составляют обязанные лица, с которых взыскиваются расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении. Трудоустройство этих лиц производится на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий, и осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".



Начальник отдела

принудительного исполнения
Столинского района
Супрунчик К.П.

В каком размере судебный исполнитель будет взыскивать принудительный сбор с 15 июля 2021 года?

Принудительный сбор — это денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа.

Законом Республики Беларусь №90-З от 6 января 2021 года «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь №439-З от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве». Новшества начнут действовать с 15 июля 2021 года.

С 15 июля 2021 года по имущественным требованиям размер принудительного сбора составит 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.

Таким образом, устанавливается минимальны размер принудительного сбора по имущественным требованиям — 0,5 базовой величины.

Размер принудительного сбора по требованиям неимущественного характера останется прежним: по каждому исполнительному документу с должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, — 5 базовых величин, а с должника - юридического лица — 10 базовых величин.

Стоит отметить, что с 15 июля 2021 года в случае заключения мирового или медиативного соглашения размер, подлежащего уплате принудительного сбора уменьшится на 50%.


Начальник отдела

принудительного исполнения

Каменецкого района

Повх Е.В.

Можно ли обжаловать постановление руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя?
-Да, можно.
В соответствии с п. 27 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, в случае несогласия с постановлением руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, указанные постановления, действия (бездействие) могут быть обжалованы в суд в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения в течение десяти дней со дня получения постановлений руководителя органа принудительного исполнения.
Жалобы (протесты) могут быть поданы в порядке, установленном статьями 360-3 - 360-6 ГПК Республики Беларусь и 266-3 ХПК Республики Беларусь.

Начальник
отдела принудительного исполнения
Барановичского района и г.Барановичи
Турищева Ю.А.

Возможно ли взыскание алиментов из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет? Является ли нахождение должника по алиментным обязательствам в социальном отпуске по уходу за ребенком до трех лет основанием для приостановления исполнительного производства в отношении данного должника?
В статье 107 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) определен исчерпывающий перечень доходов, приравненных к заработной плате, на которые может быть обращено взыскание.
В данный перечень включены следующие доходы:
— доходы за работу в производственном кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве и иных организациях;
— авторское вознаграждение;
— стипендии обучающихся;
— пенсии;
— суммы в возмещение ущерба, причиненного гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
— пособие по безработице, а также пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
— доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица;
— доходы от ремесленной деятельности;
— доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
— оплату труда, вознаграждение адвокатов;
— доходы нотариусов от осуществления нотариальной деятельности;
— пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
— иные доходы, установленные актами законодательства.
Статья 104 Закона допускает обращение взыскания на пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемое по социальному страхованию. При этом в соответствии с данной нормой Закона из пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемых по социальному страхованию, взыскание может производиться только по решению суда, определению о судебном приказе о взыскании алиментов, по решению суда о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и по решению суда о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Аналогичная норма об удержании алиментов из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемого по социальному страхованию, установлена и «Перечнем видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей», утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 N 1092 (далее — Перечень) (подп. 1.5 п. 1 Перечня). В связи с изложенным, алименты из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет подлежат взысканию. Перечень оснований для приостановления исполнительного производства определен статьями 49-50 Закона, перечень этих оснований является исчерпывающим. Иные основания для приостановления исполнительного производства могут быть установлены только законодательными актами. Таким образом, нахождение должника в социальном отпуске по уходу за ребенком до трех лет, в перечень оснований предусмотренный вышеназванными нормами Закона, не входит, следовательно, исполнительное производство в отношении этого должника приостановлению не подлежит.

Начальник отдела
принудительного исполнения
Ганцевичского района
Тарасевич А.А.