Сегодня: 29 апреля, Понедельник

Контактный телефон (факс): 30-16-16
Органов принудительного исполнения: 30-16-22


Режим работы
Понедельник – пятница: 8:30 - 17:30
Перерыв на обед: 13:00 - 14:00
Выходные дни: суббота, воскресенье
Прием граждан в соответствии с графиком.
Телефон горячей линии: 30-16-16
Контакт-центр системы органов принудительного исполнения Брестской области: 30-16-22
Почтовый адрес: 224030, г. Брест, проспект Машерова,6
E-mail: justice@brestjust.gov.by

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
Из истории органов загса Беларуси

Из истории органов загса Беларуси


Сложившаяся в настоящее время система органов, регистрирующих акты гражданского состояния, развивалась вместе с государством и прошла  сложные периоды, обусловленные различными историческими событиями.

До Октябрьской революции 1917 года регулирование брачных и семейных отношений в нашей стране находилось в ведении церкви, имевшей свое делопроизводство.

Кроме того, на территориях, которые вошли в состав БССР в             1939 году, к зарегистрированным в органах загса, приравнивались браки, заключенные в соответствии с религиозными обрядами до 20 апреля 1940 года (признавались и признаются также метрические записи о рождении и смерти).

В ведении Русской православной Церкви находились регистрация рождения, бракосочетания и смерти. Регистрация данных актов гражданского состояния осуществлялась в рамках совершения религиозных обрядов, записи вносились в церковные книги. В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России и все православное население Российской империи было приписано к церковным приходам по месту проживания. С 1722 года рождение, бракосочетание и смерть стали регистрироваться в метрических книгах приходскими священнослужителями.

История органов загса нашей республики началась с принятия                  18 декабря 1917 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссариатов РСФСР Декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» (далее – Декрет от 18 декабря 1917 года). Декрет установил, что Российская Республика признает только гражданские браки, регистрируемые в отделах записей  браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной) управе. Церковный брак является частным делом брачующихся. С этого дня регистрация рождений, браков и смертей была изъята из духовного ведомства.

Декретом от 18 декабря 1917 года были утверждены формы книг записей браков, рождений и смерти, а также предписывалась пересылка регистрационных книг браков, рождений и смертей, имеющихся в духовных учреждениях, для дальнейшего их хранения в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы.

Принятый 19 декабря 1917 года Декрет «О расторжении брака» установил возможность расторжения брака в отделах записей браков при обоюдном соглашении супругов.

Для проведения в жизнь Декрета от 18 декабря 1917 года Народным Комиссариатом юстиции и Народным Комиссариатом по местному самоуправлению 4 января 1918 года была принята Инструкция «Об организации отделов записей браков и рождений».

Инструкцией устанавливается, что «при волостных земских управах, а где таковых не имеется, при уездных земских управах, при городских управах, а в г. Петрограде и Москве при районных управах незамедлительно начинают действовать «Отделы записей браков и рождений. При губернских земских управах, городских управах                  (в г. Петрограде и Москве при центральных городских управах) создаются статистические отделения для ведения учета всем рождающимся, вступающим в брак, умершим и разведенным». Отделом записей заведует председатель отдела при обязательном содействии секретаря отдела и необходимого числа его помощников. Председательство в отделе принадлежит председателю волостной (уездной) земской управы, городскому голове, в Петрограде и Москве председателю районной управы. Запись браков производится секретарем отдела или его помощником, в присутствии председателя или его заместителя.

Заместителем председателя могут быть члены (волостной, уездной, городской, районной) управы. Их имена должны быть опубликованы во всеобщее сведение и вывешены на дверях управы. В случае отсутствия секретаря, его обязанности исполняет один из его помощников, имя которого каждый раз публикуется во всеобщее сведение. Запись о заключении брака считается действительной, если она подписана председателем отдела (или его заместителем) и секретарем отдела (или его помощником).

23 января 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которым закрепил: «акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений».

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 года (далее Кодекс           1918 года) определил место отделов загса в системе государственных органов. С его принятием семейное право было выделено в отдельную самостоятельную отрасль и регулирование семейных отношений стало производиться отдельно от гражданских. Он закрепил основные положения советского семейного права: единобрачие и добровольность брачного союза, равноправие супругов в семье, охрана материнства и детства.

Первые положения Кодекса 1918 года были посвящены установлению структуры органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, которые получили наименование: Отделы записей актов гражданского состояния. Отделы записей актов гражданского состояния учреждались:

а) Центральный - при Отделе местного самоуправления Народного комиссариата по внутренним делам;

б) Окружные - при городских Советах Депутатов главных городов, губерний и областей;

в) Местные - при волостных и городских, а в крупных городах - при районных Советах Депутатов.

Кодекс четко устанавливал компетенцию каждого из перечисленных отделов. На местные Отделы записей актов гражданского состояния возлагалась регистрация всех произошедших в пределах ведения соответствующего Совета Депутатов событий, влияющих на гражданское положение лиц (рождений, смертей, отсутствующих, браков, разводов, заявлений о происхождении зачатых детей,  изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ней). Кроме того, эти органы изготавливали, по требованию заинтересованных лиц, засвидетельствованные выписи из реестров.

Окружные отделы составляли реестры лиц, зарегистрированных в пределах соответствующей губернии или области, на основании сведений, поступающих к ним из местных отделов; выдавали справки и выписи из реестров; осуществляли надзор за делопроизводством местных Отделов записей актов гражданского состояния.

На Центральный Отдел записей актов гражданского состояния возлагалось «составление и ведение общего реестра лиц, зарегистрированных в пределах Российской Республики, и русских граждан, зарегистрированных за границей; выдача справок и засвидетельствованных выписей из общего реестра; общий надзор за делопроизводством Окружных Отделов записей актов гражданского состояния и преподание им руководящих указаний».

Служебное положение должностных лиц, на коих возлагается регистрация актов гражданского состояния (регистраторов), порядок их назначения, перемещения и увольнения, а равно и ответственность за преступления по должности определяются положением о сотрудниках правительственных учреждений.

Первая половина 1918 года стала переходным периодом от церковной к светской форме регистрации актов гражданского состояния.

В целях регулирования отдельных вопросов, возникающих в деятельности отделов записи актов гражданского состояния, систематически издавались циркуляры Центрозагса и окружных отделов записи актов гражданского состояния. Кроме того, нормативные акты по вопросам деятельности органов загса в начале 20-х годов принимались различными государственными органами: Наркоматом юстиции, Наркоматом внутренних дел, Наркоматом по местному самоуправлению, Главархивом. Большинство вопросов по деятельности отделов загса решалось путем переписки районных отделов с Центральным отделом загса.

В конце 20-х годов архивы метрических книг были полностью переданы отделам загса. Остальные документы поступили на хранение в центральные и местные государственные архивы.

Это вызвало проблемы в установлении законности документов, выданных церковью. При передаче метрических книг возник вопрос по дате признания официальности и законности метрических актовых записей и церковных определений о расторжении брака. В соответствии с Кодексом 1918 года религиозный брак признавался законным, если он был заключен до 20 декабря 1917 года.

14 октября 1919 года Ценрозагс разослал циркуляр о законности метрических свидетельств. В соответствии с ним законными признавались все документы о рождениях, смертях, браках и разводах, выданные церковными учреждениями не позднее 31 декабря 1917 года.

Семейный кодекс РСФСР 1918 год был целиком воспринят или послужил образцом для принятия Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года. На его основе был принят в 1927 году Кодекс законов о браке, семье и опеке БССР. Кодекс определил возможность произведения записей актов гражданского состояния (рождений, смертей, браков и усыновлений) для сельского населения, а равно и для жителей тех городов и рабочих поселков, где образованы сельские советы - в сельских советах.

Органы ЗАГС входили в структуру органов исполнительной власти местных Советов до 1934 г.

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного народного комиссариата внутренних дел СССР» (НКВД). Органы загса как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Служба сотрудников отдела загса была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны. В соответствии с  приказом НКВД СССР от 27 августа 1937 года руководство работой органов по Союзу ССР стал осуществлять Отдел Актов Гражданского состояния НКВД СССР. Районные отделы ЗАГС были переименованы в бюро ЗАГС.

Работой органов, регистрирующих акты гражданского состояния в союзных и автономных республиках, в краях и областях, руководили отделы автономных республик и соответствующих краевых и областных управлений НКВД. Регистрацией актов гражданского состояния в городах, районных центрах, сельских населенных пунктах и рабочих поселках руководили соответствующие отделы и отделения НКВД.

На основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД (в 1946 году НКВД был переименован в МВД) и к 1 января 1957 года отделы ЗАГС должны были быть переданы в подчинение исполкомам местных советов.

Постановлением Совета Министров Белорусской СССР от                 22 февраля 1957 г. № 72 руководство органами записи актов гражданского состояния (городские и районные отделы (бюро) ЗАГС и сельские Советы) и контроль за их работой были возложены на исполкомы областных и Минского городского Советов депутатов трудящихся. При исполкомах областных и Минского городского Совета депутатов разрешалось утвердить в штатах сектор записи актов гражданского состояния.

В начале 60-х в нашей стране принимается ряд организационным мер с тем, чтобы организовать работу органов записи актов гражданского состояния по укоренению в быт новой обрядовости, в частности, торжественной регистрации брака. В больших городах открываются Дворцы бракосочетаний. Впервые в нашей республике Дом бракосочетаний был открыт в ноябре 1963 г. в г. Бресте.

Первые «советские» регистрации брака выглядели следующим образом: решив вступить в брак, жених и невеста должны были уплатить «гербовый взнос» размер которого составлял 20 рублей и оставить свои подписи в книге регистраций, что в те времена для многих было проблемой из-за массовой безграмотности населения. Интересно, что те времена характеризовались малым количеством разводов и единичными случаями повторных браков.

Но время шло и процедура заключения брака «обрастала» все новыми и новыми элементами. К примеру, сотрудник ЗАГСа, который вел процедуру регистрации, стал начинать ее со вступительного слова, которое служило своего рода напутствием будущей семье. Кроме того, появились неотъемлемые атрибуты каждой свадебной церемонии – это обручальные кольца, а во время торжественной процедуры регистрации стала звучать определенная музыка (свадебный марш Мендельсона). Для проведения торжеств использовались Дома культуры и сельские клубы.

В 1969 году был принят Кодекс о браке и семье, которым органы загса Беларуси руководствовались вплоть до 1999 года, до вступления в силу ныне действующего Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Статьей 180 Кодекса о браке и семье Белорусской ССР устанавливалось, что регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах производится бюро записи актов гражданского состояния исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся, а в сельской местности и поселках - исполнительными комитетами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.

2 августа 1979 г. постановлением Совета Министров Белорусской ССР № 225 «Об утверждении Положения об отделе записи актов гражданского состояния исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся и Положения об отделе записи актов гражданского состояния исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся» бюро ЗАГС переименовано в отдел записи актов гражданского состояния, который пользовался правами юридического лиц. Возглавляет отдел заведующий.

В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь № 385 органы, регистрирующие акты гражданского состояния, являясь структурным подразделением местных исполнительных и распорядительных органов, вошли в систему Министерства юстиции Республики Беларусь. Такое решение было принято Главой государства для совершенствования деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния, усиления контроля за соблюдением законодательства при обслуживании граждан.

Указом предусмотрено, что отделы записи актов гражданского состояния и Дома (Дворцы) гражданских обрядов, по общим вопросам своей деятельности подчиняются соответствующим исполнительным комитетам и местным администрациям районов в городах, а по вопросам реализации государственной политики в сфере юстиции – Министерству юстиции Республики Беларусь.

Указом установлен порядок деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния, их компетенция, система подчинения, а также требование наличия высшего юридического образования руководителей.

В настоящее время в Республике Беларусь действует 148 отделов загса, 3 Дома гражданских обрядов и 1 Дом бракосочетаний, 7 архивов органов загса главных управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, в которых работает более 390 сотрудников.

Выполняя задачи, поставленные Президентом по совершенствованию системы государственного управления и дебюрократизации, органы загса идут по пути совершенствования методов работы по оказанию помощи гражданам в разрешении вопросов, относящихся к их компетенции.

Деятельность органов загса строиться на принципах строго соблюдения законности и правильной, полной и своевременной регистрации актов гражданского состояния.

Большое внимание уделяется возрождению народных обычаев, возвращению к духовным истокам нашего народа. Каждый отдел загса использует разнообразные формы проведения регистрации браков и рождений в торжественной обстановке, а также юбилейных свадеб, для того, чтобы сделать обряды интересными, запоминающимися, неповторимыми для каждой пары новобрачных и юбиляров.


10.03.2017