Сегодня: 1 Декабря, Вторник

Контактный телефон (факс): 21-25-29

Герб 1 Герб 2 Герб 3 Главное управление юстиции
Брестского областного исполнительного комитета
Какие ошибки наиболее часто встречаются на практике при указании источников официального опубликования актов?

К таким ошибкам можно отнести неверное (избыточное или недостаточное) указание источников официального опубликования актов.

Так, при изменении и (или) дополнении акта кроме источника официального опубликования первоначальной редакции акта указываются источники официального опубликования также тех актов, которыми вносились изменения и (или) дополнения в данные структурные элементы.

В решениях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов указанное правило не всегда соблюдается должным образом.

Например, в актах о внесении изменений и (или) дополнений в отдельные структурные элементы в некоторых случаях не указываются источники официального опубликования всех изменений и (или) дополнений, которые ранее вносились в эти структурные элементы.

Встречается и обратная ситуация, когда в акте о внесении изменений и (или) дополнений в структурный элемент другого акта указываются источники официального опубликования всех изменений и дополнений, которые когда-либо вносились в этот акт, в то время как нужно указывать только те, которыми вносились изменения и (или) дополнения в изменяемый структурный элемент акта.

В каких случаях при ссылке на утвержденный акт название утверждающего акта не указывается?
При применении ссылки на утвержденный акт название утверждающего акта не указывается в случаях, если оно включает название утвержденного акта (в том числе без указания на вид утвержденного акта или наряду с указанием на иные вопросы, регулируемые утверждающим актом).
Где можно проставить апостиль на архивные справки, выданные Государственным архивом Брестской области и Национальным историческим архивом в г. Гродно?

На документах, исходящих из государственных архивов Республики Беларусь, проставляет апостиль Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь.

Контактная информация

Адрес: ул. Коллекторная, 10, г. Минск, 220004, Республика Беларусь

Телефон/факс: (Коды: международный 375 17; по Беларуси 8 017) 200 51 20

E-mail: belcom@archives.gov.by

Время работы: понедельник - пятница 9.00-13.00, 14.00-18.00

Проезд: станция метро "Фрунзенская"; автобусы № 23, 24, 65, 73 и троллейбусы № 37, 46, 53 до остановки "Романовская слобода" ("Городской вал").

Ответственный сотрудник – Задорожная Светлана Владимировна (кабинет 206, т. 8017 200 87 60, прием граждан по вопросу апостилирования документов осуществляется ежедневно в режиме работы Департамента).

Подать документы в Департамент по архивам и делопроизводству может любое лицо, в том числе не являющееся владельцем документа. Предъявление паспорта и доверенности при подаче документов не требуется. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь за проставление апостиля на официальных документах, предназначенных для использования за границей, взимается государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины.

Апостиль проставляется в течение 1 дня со дня предъявления документа, а при необходимости проведения специальной проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – в течение 15 дней.

Кто может претендовать на должность судебного исполнителя?
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530» судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.
Должник уклоняется от уплаты задолженности по исполнительному документу. Какие меры может применить к должнику судебный исполнитель, чтобы побудить его к оплате долга?
Согласно ст. 482 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа допускается во всяком положении исполнительного производства, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются:

1) наложение ареста на имущество должника, в том числе на денежные средства в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа, находящиеся у должника и (или) у иных лиц;

2) приостановление полностью или частично операций по текущим (расчетным) счетам граждан и юридических лиц в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях;

3) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) у иных лиц;

4) запрещение должнику совершать определенные действия;

5) запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

6) опечатывание имущества должника;

7) изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг;

8) запрещение другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;

9) временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь - на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения обязательств;

10) временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, на охоту, за исключением случаев необходимости пользования этими правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения доходов, - на срок, установленный судом до исполнения обязательств, но не более чем на пять лет;

11) иные меры, установленные законодательными актами.

Меры, предусмотренные пунктами 1 - 8 и 11 части второй указанной статьи, принимаются судебным исполнителем по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Меры, предусмотренные пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, принимаются судом по заявлению взыскателя или представлению судебного исполнителя в случае, если должник не исполняет либо уклоняется от исполнения обязательств или иных мер по обеспечению исполнения исполнительного документа недостаточно и если это не препятствует исполнению иных обязательств должника.

Вопрос о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается без вызова сторон в течение трех дней со дня поступления заявления взыскателя (представления судебного исполнителя). При этом рассмотрение вопроса о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, осуществляется с извещением сторон.

О принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа судебный исполнитель выносит постановление, а суд - определение, копии которых направляются взыскателю и должнику, а также другим лицам, на которых возложена обязанность по исполнению этого постановления (определения).

Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению. Определение суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, подлежит исполнению с момента извещения должника.

Исполнение определения суда о принятии мер, предусмотренных пунктами 9 и 10 части второй указанной статьи, по ходатайству должника может быть приостановлено на срок, установленный судом.

Исполнение определения суда о принятии меры, предусмотренной пунктом 10 части второй указанной статьи, производится путем изъятия у должника водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории, подкатегории и талона к нему, удостоверения на право управления моторным маломерным судном, государственного удостоверения на право охоты.

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Допускается замена одной меры по обеспечению исполнения исполнительного документа другой. Вопрос о замене одной меры другой рассматривается судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Рассмотрение вопроса о замене одной меры другой не приостанавливает применения принятых ранее мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Принятые ранее меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть отменены судебным исполнителем по заявлению сторон, прокурора или по собственной инициативе, судом - по заявлению сторон, прокурора или представлению судебного исполнителя. Постановление судебного исполнителя (определение суда) об отмене обеспечения исполнения исполнительного документа или об отказе в его отмене принимается в срок не позднее трех дней со дня поступления соответствующего заявления.

Постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном ГПК.

Подача жалобы (частной жалобы) или принесение протеста (частного протеста) на постановление судебного исполнителя (определение суда) по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа не приостанавливают исполнения этого постановления (определения).

Основания для проведения внеплановой проверки по обращению гражданина

В соответствии с требованиями Указа Президента РеспубликиВ Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проведение внеплановой проверки по обращению гражданина возможно при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты.

При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

Заявителям необходимо учитывать, что в случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

О расходах, связанных с рассмотрением обращений

23 января 2016 г. вступил в силу новая редакция Закона РеспубликиВ Беларусь от 18 июля 2011 года №& 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Со вступлением в силу новой редакции Закона дополняются и существенно изменяются некоторые его нормы.

Согласно статьи 19 новой редакции вышеназванного Закона можно взыскать расходы, понесенные в связи с:

- рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя;

- рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Новая редакция статьи 19 вышеуказанного Закона устанавливает перечень расходов, которые могут быть взысканы с заявителей:

- суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений;

- почтовые расходы;

- расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения;

- другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Перечень расходов, связанных с рассмотрением обращений, не является исчерпывающим.
Выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва.

2016 год является годом выборов в высший представительный и законодательный орган нашего государства - Парламент Республики Беларусь.

В состав Парламента Республики Беларусь (Национального собрания Республики Беларусь) входят две палаты. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года.

Согласно Конституции Республики Беларусь избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права закреплен в статье 64 Конституции и предоставляет право участвовать в выборах каждому гражданину, достигшему 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности или ее отсутствия, принадлежности к партиям или другим общественным объединениям. Этот принцип не имеет абсолютного характера. В соответствии со статьей 64 Конституции в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Не имеют права избирать и быть избранными, равно как и участвовать в референдумах, иностранные граждане и лица без гражданства. (Только гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь, предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Это право предусмотрено статьей 58 Избирательного Кодекса Республики Беларусь).

Принцип равного избирательного права - все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов этот принцип предусматривает равное финансирование, равное количество эфирного времени.

Принцип свободы выборов означает, что каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.

Следует отметить, что в некоторых странах установлено обязательное голосование. Если избиратель не является на избирательный участок без уважительной причины, то его ждет наказание: общественное порицание (Италия), штраф (Австрия и др.).

В Республике Беларусь не имеется обязанности участвовать в выборах, но для того, чтобы выборы считались состоявшимися, в них по общему правилу должны принять участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования.

Принцип прямых выборов содержится в статье 67 Конституции. В Республике Беларусь все выборы являются прямыми (за исключением выборов в Совет Республики). Это значит, что избиратели во время выборов голосуют «за» или «против» кандидата непосредственно.

Принцип тайного голосования (статья 38 Конституции Республики Беларусь) означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или комнате в специально оборудованном помещении, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя (статья 51 Избирательного Кодекса Республики Беларусь).

На всех участках для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Сразу же после подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления. Граждане имеют право проголосовать на участке для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях). Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения граждан.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами в депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом, решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Кандидатом в депутаты Палаты представителей может стать гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории государства.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

Четырехлетний срок полномочий Палаты представителей действующего пятого созыва заканчивается 17 октября 2016 г., соответственно, выборы в Палату представителей шестого созыва должны состояться не позднее 17 сентября 2016 г.

В связи с тем, что по сложившейся практике парламентские выборы проводятся в воскресенье, то предельный срок проведения выборов – 11 сентября 2016 г.

Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Срок полномочий Совета Республики действующего созыва заканчивается 18 октября 2016 г., поскольку первое заседание Совета Республики пятого созыва состоялось 19 октября 2012г. Следовательно, выборы в Совет Республики шестого созыва будут Проведены с 18 июня по 18 сентября 2016 г.

Сообщение о дне выборов обязательно публикуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов, то есть после принятия решения и подписания соответствующего указа.

Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий. Выборы обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Центральная комиссия осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах, дает разъяснения этого законодательства; образует избирательные округа; регистрирует инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов, их доверенных лиц; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности; определяет порядок использования государственных средств массовой информации в предвыборной кампании; устанавливает формы бюллетеней и списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, образцы ящиков для голосования, печатей комиссий, порядок хранения документов по выборам; подводит итоги выборов; регистрирует избранных депутатов Палаты представителей; решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов, осуществляет иные полномочия.

Территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, осуществляют следующие полномочия: осуществляют контроль за соблюдением актов законодательства о выборах на территории области, города Минска; руководят деятельностью нижестоящих территориальных и участковых комиссий; контролируют составление списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, отзыве депутата и представление их для всеобщего ознакомления; распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов.

Основная нагрузка при подготовке и проведении выборов возлагается на участковые комиссии, которые обеспечивают соблюдение требований законодательства Республики Беларусь о выборах на территории участка для голосования; уточняют и подписывают списки граждан, имеющих право участвовать в выборах по участку для голосования; знакомят избирателей со списком этих граждан, рассматривают заявления о неправильностях в списке, решают вопрос о внесении в него соответствующих изменений; оповещают избирателей о месте нахождения, времени работы и номере телефона участковой комиссии, а также дне выборов, времени и месте голосования; обеспечивают реализацию права избирателей проголосовать на выборах досрочно, а также сохранность бюллетеней; организуют голосование в день выборов; проводят подсчет голосов и устанавливают результаты голосования по участку; рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования, подсчета голосов и принимают по ним решения; заслушивают сообщения должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; осуществляют другие полномочия в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Третьим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей.

Учитывая, что выборы в Палату представителей, Президента, в местные Советы депутатов проводятся регулярно, еще до назначения соответствующих выборов известна примерная численность избирателей, которая существенно не изменяется после проведения последних выборов. Однако, нужны не приблизительные, а уточненные данные, в которых были бы учтены все прошедшие события и действия (смерть избирателя, выезд в другой населенный пункт или за пределы республики, достижение совершеннолетия и т.д.). Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.

Выдвижение кандидатов является четвертым этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе.

В трудовых коллективах кандидатуры могут быть выдвинуты на собрании (конференции) избирателей, при условии если организация является юридическим лицом, насчитывающей не менее 300 работающих.

Выборы проводятся по одномандатным избирательным округам, образуемым соответствующими избирательными комиссиями с соблюдением принципа равенства: разница между числом избирателей в избирательных округах не должна, как правило, превышать 10 процентов.

Средняя численность избирателей на избирательный округ по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва установлена Постановлением Центральной комиссией от 24 марта 2016В г. №5 В и составляет 63В 715 избирателей.

Регистрация кандидатов является пятым этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты и депутаты всех звеньев представительной власти предусмотрен статьями 68 и 101 Избирательного кодекса. Регистрация кандидатов в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов; кандидатов в члены Совета Республики – начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Шестым этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов. В предвыборной агитации используются плакаты, надписи, призывы, листки, фотоматериалы. Запрещается раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании с соблюдением требований законодательства. Завершением избирательного процесса для граждан (но не всей избирательной кампании) является голосование.

Голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, не позднее, чем за 10 дней до выборов.

К седьмому этапу проведения выборов относится подсчет голосов избирателей. Процедура подсчета голосов достаточно подробно регламентируется в избирательном законодательстве. Ящики для голосования вскрываются участковой (счетной при выборах в Совет Республики) комиссией после объявления ее председателем об окончании голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются. Вначале открываются ящики, которые использовались при досрочном голосовании, переносные, затем стационарные.

Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии без перерыва до получения результатов.

Сообщения об итогах выборов в Палату представителей Центральная комиссия направляет в печать в течение трех дней с момента подписания протокола; список избранных депутатов публикуется в алфавитном порядке с указанием их данных.

Сообщение об итогах выборов в члены Совета Республики и список избранных членов Совета Республики направляется Центральной комиссией в печать в трехдневный срок со дня подписания протокола об итогах выборов.

Выбары ў Палату прадстаўнікоў і Савет Рэспублікі Нацыянальнага схода Рэспублікі Беларусь шостага склікання.

2016 год з'яўляецца годам выбараў у вышэйшы прадстаўнічы і заканадаўчы орган нашага дзяржавы - Парламент Рэспублікі Беларусь.

У склад Парламента Рэспублікі Беларусь (Нацыянальнага схода Рэспублікі Беларусь) уваходзяць дзве палаты. Ніжняя палата Парламента – Палата прадстаўнікоў – складаецца з 110 дэпутатаў, якія выбіраюцца грамадзянамі Рэспублікай Беларусь тэрмінам на чатыры гады.

Згодна Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь выбранне дэпутатаў Палаты прадстаўнікоў ажыццяўляецца ў адпаведнасці з законам на аснове ўсеагульнага, свабоднага, роўнага, прамога выбарчага права пры тайным галасаванні.

Прынцып усеагульнага выбарчага права замацаваны ў артыкуле 64 Канстытуцыі і дае права ўдзельнічаць у выбарах кожнаму грамадзяніну, які дасягнуў 18 гадоў, незалежна ад полу, расы, нацыянальнасці, мовы, паходжання, сацыяльнага, маёмаснага і службовага палажэння, месца жыхарства, рэлігійнай прыналежнасці або яе адсутнасці, прыналежнасці да партый або другіх грамадскіх аб'яднанняў. Гэты прынцып не мае абсалютнага характару. У адпаведнасці з артыкулам 64 Канстытуцыі ў выбарах не ўдзельнічаюць грамадзяне, прызнаныя судом недзеяздольнымі, а таксама якія ўтрымліваюцца ў месцах пазбаўлення свабоды па прыгаворы суда. Акрамя таго, у галасаванні не прымаюць удзелы асобы, у дачыненні якіх у парадку, устаноўленым крымінальна-працэсуальным заканадаўствам, выбрана мера стрымання - змест пад вартай.

Не маюць правы выбіраць і быць выбранымі, таксама як і ўдзельнічаць у рэферэндумах, замежныя грамадзяне і асобы без грамадзянства. (Толькі грамадзянам Расійскай Федэрацыі, якія пастаянна пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, дадзена права выбіраць і быць выбранымі ў органы мясцовага самакіравання. Гэта права прадугледжана артыкулам 58 Выбарчага Кодэкса Рэспублікі Беларусь).

Прынцып роўнага выбарчага права - усе выбаршчыкі або кандыдаты знаходзяцца ў роўных умовах і ўдзельнічаюць у выбарах на роўных падставах. Для выбаршчыкаў гэты прынцып забяспечаны тым, што кожны выбаршчык уключаны ў адзіны спіс выбаршчыкаў і галасуе толькі 1 раз. Ніхто з выбаршчыкаў не мае перавагі. Адносна кандыдатаў гэты прынцып прадугледжвае аднолькавае фінансаванне, аднолькавую колькасць эфірнага часу.

Прынцып свабоды выбараў азначае, што кожны выбаршчык самастойна вырашае: удзельнічаць яму ў выбарах або не і за каго галасаваць.

Варта адзначыць, што ў некаторых краінах вызначана абавязковае галасаванне. Калі выбаршчык не з'яўляецца на выбарчы ўчастак без уважлівай прычыны, то яго чакае пакаранне: грамадскае ганьбаванне (Італія), штраф (Аўстрыя і інш.).

У Рэспубліцы Беларусь не маецца абавязку ўдзельнічаць у выбарах, але для таго, каб выбары лічыліся адбыўшыміся, у іх па агульным правіле павінны прыняць удзел больш паловы выбаршчыкаў, уключаных у спісы для галасавання.

Прынцып прамых выбараў утрымліваецца ў артыкуле 67 Канстытуцыі. У Рэспубліцы Беларусь усе выбары з'яўляюцца прамымі (за выключэннем выбараў у Савет Рэспублікі). Гэта азначае, што выбаршчыкі падчас выбараў галасуюць «за» або «супраць» кандыдата непасрэдна.

Прынцып тайнага галасавання (артыкул 38 Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь) азначае, што кантроль за волевыяўленнем выбаршчыкаў у ходзе галасавання забараняецца. Выбарчыя бюлетэні запаўняюцца ў кабіне або пакоі ў спецыяльна абсталяваным памяшканні, у якіх не дапускаецца прысутнасць каго б там ні было, акрамя самага выбаршчыка (артыкул 51 Выбарчага Кодэкса Рэспублікі Беларусь).

На ўсіх участках для галасавання з моманту апячатвання скрынак для галасавання да заканчэння падвядзення вынікаў галасавання маюць права прысутнічаць назіральнікі, у тым ліку ад замежных дзяржаў і міжнародных арганізацый, прадстаўнікі сродкаў масавай інфармацыі. Скрынкі для галасавання ставяцца такім чынам, каб асобы, якія галасуюць пры падыходзе да іх абавязкова праходзілі праз кабіны або пакоі для тайнага галасавання. Кожны выбаршчык галасуе асабіста, галасаванне за другіх асоб не дапускаецца. Зразу ж пасля падпісання пратакола ўчастковай камісіі аб выніках галасавання копія пратакола вывешваецца для ўсеагульнага азнаямлення. Грамадзяне маюць права прагаласаваць на ўчастку для галасавання па месцы свайго часовага знаходжання (у санаторыях, прафілакторыях, бальніцах, другіх стацыянарных лячэбна-прафілактычных установах і воінскіх часцях). Прадугледжана таксама і датэрміновае, не раней чым за пяць дзён да выбараў, галасаванне і галасаванне па месцы знаходжання грамадзян.

У выбарчым заканадаўстве Беларусі прадугледжана, што кандыдатамі ў дэпутаты, члены Савета Рэспублікі не могуць быць вылучаны грамадзяне, якія не маюць правы ў адпаведнасці з заканадаўствам Рэспублікі Беларусь займаць пасады ў дзяржаўным апараце ў сувязі з наяўнасцю судзімасці. Такім чынам вырашана пытанне «аб недапушчэнні крыміналу ва ўладу».

Кандыдатам у дэпутаты Палаты прадстаўнікоў можа стаць грамадзянін Рэспублікі Беларусь, які дасягнуў 21 года і які пастаянна пражывае на тэрыторыі дзяржавы.

Членам Савета Рэспублікі можа быць грамадзянін Рэспублікі Беларусь, які дасягнуў 30 год і які пражыў на тэрыторыі адпаведнай вобласці, горада Мінска не менш пяці гадоў.

Падрыхтоўка і правядзенне выбараў уключаюць некалькі этапаў. Першым з гэтых этапаў з'яўляецца этап назначэння выбараў.

Выбары ў Палату прадстаўнікоў новага склікання назначаюцца Прэзідэнтам Рэспублікі Беларусь не пазней чатырох месяцаў і праводзяцца не пазней 30 дзён да заканчэння паўнамоцтваў Палаты прадстаўнікоў дзеючага склікання.

Указам Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 06.06.2016 № 190 выбары ў Палату прадстаўнікоў Нацыянальнага схода Рэспублікі Беларусь шостага склікання» наызначаны на 11 верасня 2016 г.

Выбары членаў Савета Рэспублікі новага склікання назначаюцца Прэзідэнтам Рэспублікі Беларусь не пазней чатырох месяцаў і праводзяцца не пазней 30 дзён да заканчэння паўнамоцтваў Савета Рэспублікі дзеючага склікання.

У адпаведнасці з Указам Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 06.06.2016 № 191 выбары ў Савет Рэспублікі Нацыянальнага схода Рэспублікі Беларусь шостага склікання будуць праходзіць у перыяд з 18 чэрвеня па 18 верасня 2016 г.

Паведамленне аб дні выбараў абавязкова публікуецца ў сродках масавай інфармацыі на наступны дзень пасля назначэння выбараў (пасля прыняцця рашэння і падпісання адпаведнага ўказа).

Другім этапам у падрыхтоўцы і правядзенні выбараў з'яўляецца фарміраванне выбарчых камісій. Выбары забяспечваюць: Цэнтральная камісія Рэспублікі Беларусь па выбарах і правядзенні рэспубліканскіх рэферэндумаў, тэрытарыяльныя выбарчыя камісіі – абласныя, Мінская гарадская, раённыя, гарадскія, пасялковыя, сельскія, навакольныя выбарчыя камісіі, участковыя выбарчыя камісіі.

Цэнтральная камісія ажыццяўляе на ўсёй тэрыторыі Рэспублікі Беларусь кантроль за выкананнем заканадаўства аб выбарах, дае растлумачэння гэтага заканадаўства; стварае выбарчыя акруга; рэгіструе ініцыятыўныя групы грамадзян па вылучэнні кандыдатаў, іх давераных асоб; забяспечвае захаванне роўных прававых умоў перадвыбарнай дзейнасці; вызначае парадак выкарыстання дзяржаўных сродкаў масавай інфармацыі ў перадвыбарнай кампаніі; усталёўвае формы бюлетэняў і спісы грамадзян, якія маюць права ўдзельнічаць у выбарах, узоры скрынак для галасавання, пячатак камісій, парадак захоўвання дакументаў па выбарах; падводзіць вынікі выбараў; рэгіструе выбраных дэпутатаў Палаты прадстаўнікоў; вырашае пытанні, звязаныя з правядзеннем другога туру галасавання, паўторных выбараў, ажыццяўляе іншыя паўнамоцтвы.

Тэрытарыяльныя камісіі па выбарах Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, дэпутатаў мясцовых Саветаў дэпутатаў, ажыццяўляюць наступныя паўнамоцтвы: ажыццяўляюць кантроль за выкананнем актаў заканадаўства аб выбарах на тэрыторыі вобласці, горада Мінска; кіруюць дзейнасцю ніжэйстаячых тэрытарыяльных і ўчастковых камісій; кантралююць стварэнне спісаў грамадзян, якія маюць права ўдзельнічаць у выбарах, адкліканні дэпутата і прадстаўленне іх для ўсеагульнага азнаямлення; распараджаюцца грашовымі сродкамі, выдзеленымі на падрыхтоўку і правядзенне выбараў.

Асноўная нагрузка пры падрыхтоўцы і правядзенні выбараў ускладаецца на ўчастковыя камісіі, якія забяспечваюць выкананне патрабаванняў заканадаўства Рэспублікі Беларусь аб выбарах на тэрыторыі ўчастка для галасавання; удакладняюць і падпісваюць спісы грамадзян, якія маюць права ўдзельнічаць у выбарах па ўчастку для галасавання; знаёмяць выбаршчыкаў са спісам гэтых грамадзян, разглядаюць заявы аб скажэнні звестак у спісе, вырашаюць пытанне аб унясенні ў яго адпаведных змяненняў; абвяшчаюць выбаршчыкаў аб месцы знаходжання, часу работы і нумары тэлефона ўчастковай камісіі, а таксама дні выбараў, часу і месцы галасавання; забяспечваюць рэалізацыю права выбаршчыкаў прагаласаваць на выбарах датэрмінова, а таксама захаванасць бюлетэняў; арганізуюць галасаванне ў дзень выбараў; праводзяць падлік галасоў і ўсталёўваюць вынікі галасавання па ўчастку; разглядаюць заявы і скаргі па пытаннях падрыхтоўкі выбараў, арганізацыі галасавання, падліку галасоў і прымаюць па іх рашэнні; заслухоўваюць паведамленні службовых асоб мясцовых выканаўчых і распарадчых органаў, прадпрыемстваў, устаноў і арганізацый па пытаннях, звязаных з падрыхтоўкай і правядзеннем выбараў; ажыццяўляюць другія паўнамоцтвы ў адпаведнасці з актамі заканадаўства Рэспублікі Беларусь.

Трэцім этапам у падрыхтоўцы і правядзенні выбараў з'яўляецца стварэнне спісаў выбаршчыкаў.

Улічваючы, што выбары Прэзідэнта, выбары ў Палату прадстаўнікоў, у мясцовыя Саветы дэпутатаў праводзяцца рэгулярна, яшчэ да прызначэння адпаведных выбараў вядома прыкладная колькасць выбаршчыкаў, якая істотна не мяняецца пасля правядзення апошніх выбараў. Аднак, патрэбны не прыблізныя, а ўдакладненыя даныя, у якіх былі б падлічаны ўсе мінулыя падзеі і дзеянні (смерць выбаршчыка, выезд у другі населены пункт або за межы рэспублікі, дасягненне паўналецця і г.д.). Спісы грамадзян, якія маюць права ўдзельнічаць у выбарах, складаюцца па кожнаму ўчастку для галасавання і падпісваюцца старшынёй і сакратаром участковай камісіі.

Вылучэнне кандыдатаў з'яўляецца чацвёртым этапам у падрыхтоўцы і правядзенні выбараў і, па сутнасці, пачатковай стадыяй ажыццяўлення грамадзянінам свайго выбарчага права. Менавіта на гэтай стадыі вызначаецца рэальны круг кандыдатаў у дэпутаты і Прэзідэнты.

Права вылучэння кандыдатаў у дэпутаты належыць палітычным партыям, зарэгістраваным Міністэрствам юстыцыі Рэспублікі Беларусь не пазней чым за шэсць месяцаў да прызначэння выбараў, працоўным калектывам, а таксама грамадзянам шляхам збору подпісаў.

Пры вылучэнні кандыдатам у дэпутаты Палаты прадстаўнікоў шляхам збору подпісаў ініцыятыву павінны падтрымаць не менш 1000 выбаршчыкаў, якія пражываюць у акрузе.

У працоўных калектывах кандыдатуры могуць быць вылучаны на сходзе (канферэнцыі) выбаршчыкаў, пры ўмове, калі арганізацыя з'яўляецца юрыдычнай асобай, якая налічвае не менш 300 працуючых.

Выбары праводзяцца па аднамандатных выбарчых акругах, якія ўтвараюцца адпаведнымі выбарчымі камісіямі з прытрымліваннем прынцыпу роўнасці: розніца паміж лікам выбаршчыкаў у выбарчых акругах не павінна, як правіла, перавышаць 10 працэнтаў.

Сярэдняя колькасць выбаршчыкаў на выбарчую акругу па выбарах дэпутатаў Палаты прадстаўнікоў Нацыянальнага схода Рэспублікі Беларусь шостага склікання вызначана Пастановай Цэнтральнай камісіяй ад 24 сакавіка 2016 г. №5В  і складае 63 715 выбаршчыкаў.

Рэгістрацыя кандыдатаў з'яўляецца пятым этапам выбарчага працэсу. У Рэспубліцы Беларусь парадак рэгістрацыі кандыдатаў у Прэзідэнты і дэпутаты ўсіх звенняў прадстаўнічай улады прадугледжаны артыкуламі 68 і 101 Выбарчага кодэкса. Рэгістрацыя кандыдатаў у члены Савета Рэспублікі ажыццяўляецца Цэнтральнай камісіяй па выбарах, а кандыдатаў у дэпутаты – адпаведнай навакольнай, тэрытарыяльнай выбарчай камісіяй. Рэгістрацыя кандыдатаў у дэпутаты пачынаецца за 40 дзён і заканчваецца за 30 дзён да выбараў; кандыдатаў у члены Савета Рэспублікі – пачынаецца за 60 дзён і заканчваецца за 55 дзён да заканчэння паўнамоцтваў Савета Рэспублікі дзеючага склікання.

Шостым этапам выбарчага працэсу з'яўляецца перадвыбарная агітацыя. Яна вядзецца як кандыдатамі, так і прадстаўнікамі розных палітычных партый «за» або «супраць» кандыдатаў. У перадвыбарнай агітацыі выкарыстоўваюцца плакаты, надпісы, заклікі, лісткі, фотаматэрыялы. Забараняецца раздаваць грамадзянам грашовыя сродкі, падарункі і іншыя матэрыяльныя каштоўнасці, праводзіць ільготны распродаж тавараў, бясплатна даваць любыя паслугі і тавары, акрамя друкарскіх матэрыялаў, спецыяльна вырабленых для выбарчай кампаніі з прытрымліваннем патрабаванняў заканадаўства. Завяршэннем выбарчага працэсу для грамадзян (але не ўсёй выбарчай кампаніі) з'яўляецца галасаванне.

Галасаванне праводзіцца з 8 да 20 гадзін. Аб часе і месцы галасавання ўчастковыя камісіі апавяшчаюць выбаршчыкаў не пазней, чым за 10 дзён да выбараў.

Да сёмага этапу правядзення выбараў датычыцца падлік галасоў выбаршчыкаў. Працэдура падліку галасоў дастаткова падрабязна рэгламентуецца ў выбарчым заканадаўстве. Скрынкі для галасавання раскрываюцца ўчастковай (падліковай пры выбарах у Савет Рэспублікі) камісіяй пасля абвяшчэння яе старшынёй аб заканчэнні галасавання. Перад ускрыццём скрынак для галасавання ўсе нявыкарыстаныя бюлетэні падлічваюцца і пагашаюцца, складваюцца ў пакеты і апячатваюцца. Напачатку адкрываюцца скрынкі, якія выкарыстоўваліся пры датэрміновым галасаванні, пераносныя, затым стацыянарныя.

Падлік галасоў выбаршчыкаў павінен праводзіцца непасрэдна членамі ўчастковай выбарчай камісіі без перапынку да атрымання вынікаў.

Паведамленні аб выніках выбараў у Палату прадстаўнікоў Цэнтральная камісія накіроўвае ў друк на працягу трох дзён з моманту падпісання пратакола; спіс выбраных дэпутатаў публікуецца ў алфавітным парадку з указаннем іх дадзеных.

Паведамленне аб выніках выбараў у члены Савета Рэспублікі і спіс выбраных членаў Савета Рэспублікі накіроўваецца Цэнтральнай камісіяй у друк ў трохдзённы тэрмін з дня падпісання пратакола аб выніках выбараў.

Условия совершения исполнительной надписи

Исполнительная надпись нотариуса - это внесудебная (упрощенная) процедура взыскания долга. Последствия совершения исполнительной надписи приравнены к вынесению судебного решения, так как она является исполнительным документом и подлежит принудительному исполнению.

Возможность внесудебного удовлетворения отдельных требований взыскателей путем совершения исполнительной надписи нотариусом предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности». Перечень таких требований, отнесенных к категории бесспорных, определен пунктом 1 этого Указа.

Для совершения исполнительной надписи взыскатель (лицо, в интересах которого совершается исполнительная надпись) подает письменное заявление, адресованное нотариальной конторе (нотариальному бюро), с просьбой о совершении исполнительной надписи.

Заявление взыскателя должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, а также иные сведения, предусмотренные законодательством.

Нотариус совершает исполнительную надпись при соблюдении следующих условий:

совершение исполнительной надписи, за которой обращается взыскатель, предусмотрено законодательными актами;

представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя к должнику (при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности);

представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность обязанности работающих родителей (единственного родителя) по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае уклонения таких родителей (единственного родителя) от возмещения указанных расходов (при совершении исполнительной надписи о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении);

место жительства (место пребывания) или место нахождения должника находятся на территории Республики Беларусь;

со дня возникновения права на иск прошло не более трех лет. Если для требования, по которому совершается исполнительная надпись, законодательными актами установлен иной срок давности, исполнительная надпись совершается в пределах этого срока. Указанное требование не распространяется на совершение исполнительных надписей о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, задолженности по обязательным платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Бесспорность требования является обязательным условием для взыскания задолженности. Ответственность за соблюдение условия о бесспорности при обращении за совершением исполнительной надписи несет взыскатель. Нотариус при представлении ему взыскателем необходимых документов обязан оценить эти документы с точки зрения их соответствия установленным законодательством требованиям и при соблюдении указанных выше условий обязан совершить исполнительную надпись.

Исходя из презумпции бесспорности предъявляемого ко взысканию требования, нотариус не вправе давать оценку сумме, предъявляемой ко взысканию, срокам уплаты задолженности, срокам возникновения обязанности по уплате (за исключением истечения срока исковой давности), а также иным фактическим обстоятельствам, связанным с возникновением, расчетом и начислением этой задолженности.

В этой связи на практике имеют место случаи злоупотребления со стороны взыскателей, когда они обращаются к нотариусу для совершения исполнительной надписи при наличии спора о праве.

В таком случае действующим законодательством предусмотрен судебный механизм защиты нарушенных прав должников от действий недобросовестных взыскателей.

Если должник не согласен с совершенной исполнительной надписью и считает, что действиями взыскателя при взыскании с него задолженности нарушены его права и интересы, ему необходимо обратиться в суд в порядке искового производства.

Если он полагает, что при совершении исполнительной надписи со стороны нотариуса имели место нарушения установленных требований законодательства, он может обратиться в суд с жалобой на совершенное нотариальное действие.